При этом аналитики отмечают, что обеспечил рост не крупный корпоративный сегмент.
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» подвело итоги исследования российского рынка лизинга за 1-е полугодие 2021 г. Оно проводится при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации с целью предоставления информации о российском лизинговом рынке в ассоциацию Leaseurope.
По данным анкетирования лизинговых компаний, объем нового бизнеса за 1-е полугодие 2021 г. составил 945 млрд руб., что на 66% больше аналогичного периода прошлого года, при этом 16 из 19 выделяемых авторами исследования сегментов показали положительную динамику. Аналитики «Эксперт РА» констатируют, что основная причина взрывного роста рынка — низкая база прошлого года, сформировавшаяся на фоне введенных ограничений и рецессии в 1-м полугодии 2020 г.
Рассмотрение отдельно крупных корпоративных и остальных сегментов с очевидностью показало аналитикам агентства, что рост рынка обусловлен динамикой вторых. Основной прирост показал сегмент автолизинга (+73 %), что связано преимущественно с восстановлением автопродаж и спроса на услуги такси и каршеринга на фоне их падения в 1-м полугодии 2020 г. При этом доля сегмента МСБ, являющегося основным драйвером автолизинга, выросла за год с 58 до 61 % в объеме нового бизнеса.
Авторы исследования фиксируют, что восстановление бизнеса в 2021 г. после локдауна прошлого года совместно с мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования способствовало почти двукратному росту нового бизнеса строительной техники (+88%). Государственная поддержка аграриев через механизм субсидирования льготного лизинга позволила объему нового бизнеса сегмента сельскохозяйственной техники вырасти почти в два раза по итогам 1-го полугодия 2021 г.
Крупные корпоративные сегменты, такие как железнодорожная техника, авиа- и водные суда, в 2020 г. были признаны наиболее сильно пострадавшими вследствие пандемии. В 1-м полугодии 2021 г. их объемы нового бизнеса показали двузначные и двукратные темпы роста, в том числе за счет увеличения пассажиропотока на фоне смягчения рисков эпидемиологической ситуации. Однако аналитики «Эксперт РА» констатируют, что, если исключить эффект низкой базы прошлого года и сравнить данные с 2019-м, то крупные корпоративные сегменты показывают отрицательную динамику к 1-му полугодию 2019 г. Так, авиасегмент сократился на 21%, железнодорожный — на 24%, объем нового бизнеса сегмента морских и речных судов уменьшился на 10%, что свидетельствует авторам исследования о еще слабом восстановлении спроса в данных сегментах.