Аналитикам Центробанка они говорят о возврате экономики к докоронавирусной траектории роста.
В очередном выпуске макроэкономического бюллетеня «О чем говорят тренды», подготовленном Департаментом исследований и прогнозирования Банка России, отмечается, что рост экономики в начале III квартала замедлился, приблизившись к докоронавирусной траектории.
Эксперты регулятора констатируют, что в июле — августе появились признаки уменьшения устойчивого инфляционного давления на потребительском рынке, которое, тем не менее, остается повышенным. Несмотря на некоторое снижение, инфляционные ожидания населения и бизнеса все еще высоки, что создает риски усиления вторичных проинфляционных эффектов от роста цен.
Кредитная активность пока еще продолжает быстро расширяться. Для реакции депозитной активности населения на увеличение ставок по банковским вкладам, говорят авторы бюллетеня, требуется время.
До двузначных величин ускорился рост номинальных заработных плат на фоне опережающего увеличения спроса на труд. Это существенно поддерживает рост внутреннего спроса и служит источником проинфляционных рисков в условиях сохраняющегося отставания реакции предложения товаров и услуг на рост спроса.
Проводимая денежно-кредитная политика ослабляет действие устойчивых факторов роста цен. Однако аналитики ЦБ прогнозируют, что действие этих факторов будет ослабевать постепенно, сдерживая замедление годовой инфляции.
В июле—первой половине августа реализовался потенциал ускоренного снижения цен на плодоовощную продукцию относительно обычной сезонности. В этот период недельный рост потребительских цен существенно, но временно замедлился с учетом сезонности. После исчерпания действия «плодоовощного» фактора динамика потребительских цен, по оценке авторов бюллетеня, вернулась на траекторию роста около 6% в пересчете на год. В этих условиях, полагают они, возврат годовой инфляции на траекторию замедления к 4% произойдет после усиления дезинфляционного влияния повышений ключевой ставки на устойчивые компоненты роста цен — на это требуется определенное время.
Опросные показатели говорят экспертам ЦБ, что в июле — августе наметилось замедление темпов роста экономической активности ближе к потенциальному уровню. Они связывают это как с сохраняющимися проблемами с поставками сырья и материалов, так и с некоторым ослаблением динамики спроса в связи с исчерпанием потенциала восстановительного роста в растущем количестве отраслей и негативной реакции спроса на возросшие цены. Тем не менее, компании по-прежнему демонстрируют оптимизм относительно перспектив дальнейшего роста спроса и производства. Этому, отмечают аналитики регулятора, способствует сохраняющееся быстрое расширение объемов кредитования юридических и физических лиц.
Российский рынок акций в июле — августе обновлял рекордные уровни. На долговом рынке произошло существенное снижение наклона кривой доходности, при этом доходность долгосрочных облигаций снизилась, отражая рост рыночных ожиданий возвращения инфляции к целевому уровню в среднесрочной перспективе. Таким образом, констатируют эксперты ЦБ, проводимая денежно-кредитная политика способствует стабильности долгосрочных процентных ставок в экономике.
В «В фокусе» бюллетеня в этот раз оказались структурные сдвиги на рынке труда как источник проинфляционных рисков. Его авторы акцентируют внимание на следующем:
· Вызванные пандемией и ее последствиями изменения в качественной структуре спроса на труд на фоне медленной подстройки предложения на рынке труда повысили естественный уровень безработицы. На это среди прочего указывает значительный рост спроса на труд и рост инфляционного давления даже при неполном возврате безработицы к докоронавирусному уровню.
· Одним из важнейших индикаторов рынка труда является динамика заработных плат. В конце 1-го полугодия рост номинальной зарплаты стал двузначным, а лидерами его стали секторы, где значительно вырос спрос на рабочую силу и где выше конкуренция работодателей за работников.
· Если в ближайшие кварталы в области предложения труда ситуация сохранится, то структурные изменения со стороны спроса на труд вполне могут поддержать общий рост заработных плат в экономике на повышенном уровне. Рост занятости и зарплат в секторах-лидерах будет усиливать конкуренцию на рынке труда и подстегивать рост зарплат темпами, превышающими рост производительности труда, и в других отраслях. Это может сдержать снижение инфляционного давления, заключают эксперты Банка России.