Хотя эксперты отмечают, что главная причина этого кроется не в спросе, проблемы есть со стороны предложения. Они оставляют положительный прогноз по итогам всего года.
Август 2021 г., по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, отметился снижением в годовом измерении продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России на 17%, или на 23 387 штук. Всего в прошлом месяце реализованы 114 130 названных автомобилей.
Таким образом, снижение рынка продолжилось второй месяц подряд и ускорилось в 2,6 раза (с –6,5% в июле).
Но вот как комментирует ситуацию председатель Комитета автопроизводителей АЕБ, доктор Томас Штэрцель: «В августе мы наблюдаем значительное снижение продаж автомобилей: –17% (114 130 легковых и легких коммерческих автомобилей) по сравнению с августом 2020 г. Хотя спрос остается стабильным, падение производства в результате нехватки электронных компонентов на мировом рынке продолжает увеличивать разрыв между спросом и предложением, оказывая негативное влияние на объемы продаж. Поскольку никаких признаков быстрого решения этой проблемы нет, мы ожидаем нестабильность продаж и дальнейшее сокращение рынка в ближайшие несколько месяцев. В годовом выражении результаты остаются положительными. За период с января по август 2021 г. продано 1 067 890 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 21,3% больше аналогичного периода прошлого года. Учитывая существующий тренд, пока мы оставляем наш прогноз на конец года (+9,8%) без изменений, однако вернемся к этому вопросу после III квартала».
Эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», ознакомившись с данными АЕБ, отмечают, что лидерство на российском авторынке продолжает удерживать отечественная марка LADA, чьи продажи в августе снизились в годовом выражении на 32% и составили 19 428 автомобилей. Второе место по объему продаж сохраняет Kia — реализация 17 277 машин (–13%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai с показателем 14 106 проданных автомобилей, что на 19% ниже показателя годичной давности.
Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 9699 покупателей (–11%). Замыкает пятерку лидеров на этот раз Toyota, чьи продажи составили 6848 машин (–4%). В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам августа также вошли Volkswagen (6754 штук, –41%), Skoda (5497, –39%), ГАЗ (5161, +34%), Chery (2956, рост в 2,6 раза) и Nissan (2770 штук, –28%).
Также аналитики агентства «АВТОСТАТ» информируют, что самой продаваемой моделью в России по итогам августа стала LADA Vesta, чья реализация снизилась на 19% и составила 6882 автомобилей. Второе место заняла Kia Rio с показателем 6195 машин, что на 19% меньше по сравнению с прошлым годом. Лидером среди моделей SUV стал кроссовер Hyundai Creta, разошедшийся тиражом в 5502 экземпляров (–28%). Четвертый результат показала LADA Granta, на производство которой дефицит электронных компонентов повлиял более всего — 5007 проданных автомобилей (–53%). Далее идет седан Hyundai Solaris, чьи продажи снизились на 10% до 4449 машин.
Спрос на внедорожник Renault Duster вырос на 16% до 3592 автомобилей. Cемейство внедорожников LADA Niva было реализовано в количестве 3438 штук, что на 12% ниже показателя годичной давности. Cедан бизнес-класса Kia K5 выбрали 3048 покупателей, что обеспечило этой модели лидерство в своем сегменте. Реализация лифтбека Volkswagen Polo снизилась на 62% и составила 2747 единиц. Замыкает ТОП-10 самых популярных моделей в России на этот раз кроссовер Volkswagen Tiguan с показателем 2350 проданных машин (–30%).