На этот парадокс обратили внимание аналитики Промсвязьбанка. По их мнению, туроператоры подняли цены, чтобы частично компенсировать убытки 2020 г.
Эксперты ПСБ напоминают, что с 2014 по 2016 г. российский туристический рынок находился в кризисной ситуации из-за девальвации рубля, в связи с чем наблюдалось резкое снижение объема реализованных туристических услуг. Основными причинами были сокращение платежеспособности населения и негибкость туристических операторов. Так, по данным авторов анализа, число отправленных в туры путешественников в 2014 — 16 гг. снижалось на 7—15% каждый год, а число зарубежных поездок падало на 18—35%.
По сравнению с 2014 — 2016 гг. кризис на фоне пандемии коронавируса сказался на турбизнесе иначе: к снижающейся платежеспособности населения добавились закрытые границы. Туристический сектор оказался одной из наиболее пострадавших от коронакризиса отраслей. Как и ожидалось, в 2020 г. цены на туры снизились даже больше, чем среднедушевой доход. Однако в начале 2021 г. стала формироваться, по мнению аналитиков ПСБ, парадоксальная ситуация: среднедушевой доход продолжил снижаться, а стоимость туров напротив — начала расти (значения за 2021 г. прогнозные, основанные на текущей динамике).
Российская ассоциация туризма отмечает, что большинство открытых для россиян зарубежных направлений в 2021 г. по ценам сместились в дорогой сегмент. Прирост цен на большинство направлений, кроме Турции, составил от 30 до 70% по сравнению с 2019 г. По ценовому уровню эти страны из массовых направлений для россиян фактически превратились в премиальные.
«Впервые туриндустрия начала формировать цены на путевки без привязки к динамике реальных доходов населения. По нашему мнению, туроператоры начали поднимать цены, чтобы частично компенсировать убытки 2020 г., однако они не смогли бы этого сделать без образовавшегося во время пандемии накопленного спроса», — считает аналитик ПСБ Людмила Теличко.