Суть своего нововведения разъяснил Российский союз автостраховщиков (РСА).
РСА констатирует, что существует ряд категорий транспорта, частота ДТП для которых превосходит среднюю для России в несколько раз. Причем проблема с каждым годом усугубляется: так, по данным ГИБДД, количество смертей в результате аварий с участием машин такси в России в 2020 г. увеличилось на 20% по сравнению с 2019 г. — притом, что количество аварий в целом по стране осталось на прежнем уровне. По данным РСА, частота ДТП с такси составляет 32,19%, тогда как средняя по стране — 5%. Аналогичная проблема наблюдается с автобусами: частота ДТП с ними составляет 11,91%, что более чем в два раза превышает среднюю по РФ. Кроме того, существенно более высокую убыточность и частоту ДТП по сравнению с общероссийской демонстрирует и ряд регионов.
Эта ситуация несет финансовые риски для страховщиков, которые берут на страхование по ОСАГО высокоубыточные сегменты транспорта. Решать эту проблему, считают в РСА, необходимо комплексно, добиваясь не только более гибких подходов к тарификации (в том числе, за счет расширения «тарифного коридора» как вниз, так и вверх), но и за счет снижения аварийности для тех сегментов транспорта, для которых она зашкаливает. Так, аварийность у разных таксопарков отличается в разы. Там, где система допуска и контроля водителей построена хорошо, частота ДТП находится практически на уровне среднероссийской — в районе 5%. Там же, где эта система не построена, аварийность может легко составлять 100%. Аналогичная разница заметна между регионами, власти которых ведут комплексную работу по снижению аварийности на дорогах и теми, где эта работа не входит в число приоритетных.
Поскольку страхование является социально ответственным бизнесом, РСА создает механизм, который позволит сделать ОСАГО доступнее для высокоубыточных категорий транспортных средств. Риски по таким сегментам будут распределяться на все компании пропорционально их доле рынка в рамках перестраховочного пула.
«Это позволит гарантировать потерпевшим в ДТП от автовладельцев, относящихся к категориям высокого риска, получение денежных компенсаций за причинение вреда их имуществу, а также жизни и здоровью. В то же время, мы считаем, что такое решение может быть лишь временным: ведь транспорт, который генерирует повышенное количество ДТП, не только является убыточным по ОСАГО для страховщиков, но и более опасным для других участников дорожного движения», — говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев.