К этому выводу экспертов Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) приводят собственные расчеты за август.
В новой аналитической записке ЦМАКП его руководитель реального сектора Владимир Сальников и ведущий эксперт Дмитрий Галимов напоминают, что, по данным Росстата, наметился негативный разворот тренда в промышленности. После стагнации в июне — июле, когда объем выпуска за два месяца сократился лишь на 0,3% по сравнению с маем, в августе зафиксировано снижение на 0,8% (к июлю, все оценки — с устранением сезонности). Таким образом, заключают авторы записки, по сравнению с пиковым майским уровнем снижение составило уже 1,1%. К соответствующему периоду 2019 г. индекс среднесуточного производства уменьшился до 100,5% (после 101,1% в июле и 103,2% в мае).
Оценки ЦМАКП фиксируют принципиально ту же картину, но несколько более негативную: за три последних месяца выпуск снизился на 1,6%. При этом к уровню двухгодичной давности его эксперты оценивают индекс в августе в 101,0% (после 101,7% в июле и пиковых 104,1% в мае).
К наиболее важным тенденциям на отраслевом уровне авторы записки относят следующие.
1. Продолжающееся снижение объемов газодобычи (–4,7% к июлю с устраненной, как и далее, сезонностью) после –8,4% в месяцем ранее. При этом снижение непосредственно в добыче природного газа относительно небольшое (–1,2% в августе), а основное сокращение произошло за счет СПГ (–19,2% в августе после –29% в июле), мощности по производству которого в июле — августе останавливались на плановый ремонт.
2. Небольшое снижение в нефтедобыче: темп прироста среднесуточной добычи в августе по сравнению с предыдущим месяцем составил –0,7% после –0,2% в июле.
3. Возобновление активного роста в фармацевтике — в августе по сравнению с предыдущим месяцем производство выросло на 20,2%.
4. Продолжающееся снижение объемов производства в металлургии (–1,9% в августе после –2,8% в июле), по предположению экспертов ЦМАКП, вследствие сжатия спроса после быстрого удорожания продукции отрасли.
5. Оживление в производстве нефтепродуктов после продолжительной стагнации — в августе выпуск увеличился на 4,2% по сравнению с июлем (вслед за ростом спроса как следствие ослабления «ковидных ограничений» мобильности).
6. Масштабное (почти на четверть) сокращение производства автотранспортных средств (–23,0% к июлю), во многом вследствие известных «ковидных перебоев» в поставках комплектующих. При этом сокращение отмечается как по легковым автомобилям (–29,2%)6, так и по грузовым (–26,8%).
7. Резкий рост в производстве транспортных средств и оборудования (20,5% к июлю). При этом подобный результат обусловлен как ростом в железнодорожном машиностроении (23,7%), так и скачком выпуска в производстве летательных аппаратов, включая космические (34,4%). (Впрочем, полагают аналитики ЦМАКП, данная тенденция вряд ли устойчива, для данных отраслей характерны сильные конъюнктурные колебания выпуска.) В остальных основных видах деятельности преобладает стагнация (с точностью до конъюнктурных колебаний).
Напомним, что методика подсчета индекса промпроизводства ЦМАКП хотя и основана на исходных данных Росстата и, в целом, аналогична его методике, но имеет свои отличия.