Оборот розничной торговли в августе 2021 г. составил 3419,4 млрд руб., или 105,3% (в сопоставимых ценах) к соответствующему периоду предыдущего года, в январе-августе 2021 г. – 24809,4 млрд руб., или 108,8%. Это следует из доклада «Социально-экономическое положение России», который выпустил Росстат.
По данным официальной статистики, в августе 2021 г. 95,4% оборота розничной торговли формировали торгующие организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность вне рынка. Доля розничных рынков и ярмарок составила 4,6% (в августе 2020 г. – 95,2% и 4,8% соответственно).
В августе 2021 г. объёмы продаж через Интернет по крупным и средним торгующим организациям увеличились по сравнению с июлем 2021 г. на 1,1% (в сопоставимых ценах), с августом 2020 г. – в 1,4 раза. Лидерами стали интернет-магазины OZON, WILDBERRIES и «Ситилинк». Их доля в общем объёме интернет-продаж превысила 45%. В структуре продаж этих интернет-магазинов преобладала мужская, женская и детская одежда (13,0%), компьютеры (6,6%), обувь (5,7%), бытовые электротовары (5,1%).
В III квартале 2021 г. руководители 3993 организаций розничной торговли, включая малые предприятия (без микропредприятий) приняли участие в обследовании конъюнктуры и деловой активности. Большинство из ответивших на вопросы анкеты считают, что экономическая ситуация в розничной торговле по сравнению c II кварталом 2021 г. осталась без изменения.
Индекс предпринимательской уверенности, характеризующий деловой климат в розничной торговле, в III квартале 2021 г. по сравнению с предыдущим кварталом понизился и составил 2%. Рост индекса предпринимательской уверенности зафиксирован в 36 субъектах РФ. В 47 субъектах РФ указанный показатель снизился, в 2 субъектах – остался на том же уровне.
Основными факторами, ограничивающими активность организаций розничной торговли, в III квартале 2021 г. по-прежнему остаются недостаточный платежеспособный спрос населения и высокий уровень налогов. При этом 40% предпринимателей предполагают, что цены реализации в IV квартале 2021 г. вырастут, в то же время 82% из них не намерены увеличить торговую наценку на реализуемые товары.