Виной тому они видят резкое усиление инфляции, перечеркнувшее более мягкие предыдущие ожидания.
За сентябрь уровень инфляции вырос до 7,4% год к году (на конец августа было 6,7%), говорится в обзоре Промсвязьбанка. Причина — резкое усиление роста цен на продукты питания, что обычно не характерно для сентября. Продовольственная инфляция на максимумах с января 2016 г. (9,2% в годовом измерении, хотя еще месяц назад было 7,7%), констатируют аналитики ПСБ.
Для них очевидно, что прогноз инфляции до конца года уже не актуален. При этом риски дальнейшего повышения инфляции в краткосрочной перспективе остаются очень высокими и уровень разворота инфляции из-за эффекта высокой базы конца 2020 г. крайне неоднозначен. Эксперты банка повышают прогноз инфляции на конец 2021 г. с 6 до 6,7%.
Они считают, что динамика фактической инфляции не оставляет шансов для осторожной тактики Банка России по процентной политике и ожидают 22 октября более агрессивного повышения ключевой ставки — на 50 б.п. до 7,25%. А прогноз по ключевой ставке на конец текущего года аналитики ПСБ повышают с 7 до 7,5%.
Очередной импульс инфляции, фиксируемый в сентябре, был обеспечен сильным ростом цен на продовольственные товары. Снова сильно дорожают помидоры и огурцы (слабый урожай и импорт). Высокий рост цен наблюдается практически на все мясные продукты (дорожают корма), особенно на мясо птицы. Устойчиво и быстро растут цены на яйца, крупы и мучные изделия (урожай зерна может быть заметно ниже ожиданий). Оценки Росстата за первую неделю октября показывают продолжение тренда высокой продовольственной инфляции (расчетный уровень общей инфляции на 5 октября повысился до 7,5% год к году). Таким образом, текущее ускорение продуктовой инфляции авторы анализа не рассматривают как выброс, а скорее как тенденцию, которая сохранится в ближайшие месяцы.
Индекс цен на непродовольственные товары в сентябре стабилизировался на высоком уровне (8,1% год к году после 8% в августе). Зафиксированы первые признаки торможения прироста цен в сегменте (месячная инфляция на минимумах с февраля 2021 г.). Есть небольшое ускорение роста цен на лекарства и электронику. Удорожание бензина умеренное, а цены на стройматериалы снижаются.
«Вряд ли до конца года стоит ждать быстрого торможения инфляции в сегменте непродовольственных товаров. Значительная импортная компонента и ожидание роста цен на бензин будут ограничивать понижательную динамику», — считает аналитик ПСБ Денис Попов.
Рост цен на услуги населению прекратился, хотя за счет эффекта базы годовой индекс инфляции в секторе за месяц вырос (с 3,8% год к году до 4,2%). Замедление носит сезонный характер, но на фоне усиления пандемии может стать более выраженным, полагают эксперты банка. Впрочем, дефляцию они не ждут — ориентируются на околонулевые уровни месячной инфляции до конца года.
«Таким образом, определенные стабилизационные процессы в потребительской инфляции есть, но сильный импульс роста цен на продукты питания требует повышения прогноза на конец года. Риски более продолжительного сохранения высоких уровней инфляции усилились. А значит, есть все предпосылки для более агрессивного повышения ключевой ставки», — заключает Д. Попов.