В планах властей – усовершенствовать законодательство, а также разработать новые технологии управления беспилотными полётами, чтобы сделать их максимально безопасными. Об этом говорится в Концепции интеграции беспилотных судов в единое воздушное пространство, которую утвердил председатель правительства Михаил Мишустин (Распоряжение от 05.10.2021 №2806-р).
Концепция предусматривает поэтапную интеграцию беспилотников к 2030 г. В частности, до 2023 г. продлится организационный период, во время которого будут разработаны меры по упрощению процедур и снятию ограничений для полётов беспилотных воздушных судов (БВС). Также на этом этапе будут внедрены специальные сервисы для электронной регистрации и учёта БВС, установлены правила подготовки и выполнения таких полётов.
На втором этапе – до 2027 г. – предусматривается разработка и внедрение новых технологий для обеспечения безопасности полётов БВС, создание необходимой инфраструктуры связи, систем навигации и наблюдения. Параллельно будет идти законодательная работа.
Например, будут утверждены технические требования к новым системам и оборудованию, которые нужны для обеспечения безопасности полётов, принят порядок использования воздушного пространства при совместных полётах беспилотных и пилотных судов. На этом же этапе начнутся их пробные полёты в едином воздушном пространстве.
Наконец, на третьем этапе – до 2030 г. – планируется завершить создание технической инфраструктуры для обеспечения безопасности полётов БВС. В это же время будут внедрены цифровые технологии в части управления полётами беспилотных и пилотируемых воздушных судов в едином пространстве, а также приняты нормативно-правовые акты, которые будут регулировать эту сферу.
В правительстве рассчитывают, что развитие сегмента беспилотной авиации откроет новые возможности для решения задач не только в сфере безопасности государства, но и в самых разных областях. Например, беспилотники могут применяться для экспресс-доставки, перевозки малых грузов и электронной коммерции, борьбы с вредителями в сельском хозяйстве, мониторинга риска возникновения лесных пожаров и других опасных ситуаций.