Его определил исследовательский холдинг «Ромир», проведя ежегодное исследование качества обслуживания различных автопроизводителей на российском рынке.
Лидером рейтинга стала японская марка Lexus. Производитель занял первое место по качеству работы с клиентами, поднявшись на одну строчку, и сохранил свои позиции по сервисному обслуживанию.
Самый активный рост показала российская Lada. Поднявшись на четыре строчки вверх, отечественная марка заняла второе место в рейтинге по качеству консультации клиентов, обогнав Nissan, Volkswagen и Subaru.
В пятерку рейтинга по качеству обслуживания отдела продаж ворвался Volkswagen (+6), а список лучших по уровню сервиса пополнили Renault (+5) и Skoda (+5). Они же, а также Mitsubishi вошли и в ТОП-5 по сервисному обслуживанию, вытеснив при этом марку Lada.
Экспертам «Ромира» примечательно, что верхние строчки занимают преимущественно марки японских производителей, в то время как китайские марки замыкают рейтинг.
Отраслевой показатель качества обслуживания остался примерно на том же уровне по сравнению с прошлым годом. По продажам он снизился на 3 п.п. и составил 75%, а по сервису, наоборот, вырос на такую же величину и оказался равен 71%.
Говоря о продажах, авторы исследования отмечают, что основные изменения были вызваны дефицитом автомобилей. Только в 37% случаев продавцы-консультанты создавали срочность приобретения автомобиля в ближайшее время по сравнению с 93% в 2020 г. Основной аргумент, который приводили сотрудники, — наличие небольшого количества автомобилей. Его использовали в 56% случаев, это в три раза чаще, чем в аналогичном периоде прошлого года. Кроме этого, в 39% случаев автомобили из наличия предлагались только с дополнительным оборудованием. Среднее время ожидания автомобиля без него составляет 1—2 месяца, причем треть дилеров не предоставила возможность заказа автомобиля c базовой комплектацией. Также аналитики холдинга отмечают, что сотрудники стали активней предлагать различные дополнительные услуги и продукты, в особенности трейд-ин (+10% год к году), поскольку на рынке автомобилей с пробегом также отмечается ажиотаж и нехватка предложений.
Политика дилерских центров в совокупности с дефицитом предложения и ростом цен в свою очередь влияет и на готовность россиян покупать автомобили — 70% автомобилистов считают сложившуюся ситуацию не лучшей для совершения покупок.
Авторы исследования констатируют, что уровень сервисного обслуживания остался практически на том же уровне. Сотрудники в 92% случаев предлагали запись в течение недели, этот показатель снизился на 6 п.п. в сравнении с 2020 г. Почти в половине случаев (45%) сервисный консультант озвучивал различные акционные программы и скидки для владельцев, как и годом ранее. Чаще всего это была скидка на работы и запчасти.
Рейтинг марок по уровню качества обслуживания
Позиция |
Изменение |
Марка |
Результат, % |
Отдел продаж |
|||
1 |
+1 |
Lexus |
84,8 |
2 |
+4 |
Lada |
80,4 |
3 |
- |
Nissan |
80,3 |
4 |
+6 |
Volkswagen |
79,7 |
5 |
–4 |
Subaru |
79,3 |
Отдел сервиса |
|||
1 |
- |
Lexus |
89,5 |
2 |
+5 |
Mitsubishi |
83,8 |
3 |
–1 |
Toyota |
81,0 |
4 |
+5 |
Renault |
79,7 |
5 |
+5 |
Skoda |
79,3 |
Источник: «Ромир», октябрь 2021