Таков один из результатов опроса россиян о программе инициативного бюджетирования, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения.
Исследование ВЦИОМ (www.wciom.ru) показало, что о программе инициативного бюджетирования, в рамках которой жители определяют, на решение каких проблем следует направлять часть местного (муниципального) бюджета, например, на озеленение территорий, установку урн для мусора или обустройство детских игровых площадок и т.д., знают более половины россиян (52%), а 47% опрошенных не слышали о программе. При этом непосредственно участвовали в ней 13% респондентов(18% среди 35 — 44-летних и жителей городов с населением до 100 тыс. человек).
Удельный вес россиян, информированных об этой программе, за три года увеличился на 13 п.п. (39% в сентябре 2018 г.). Больше всего выросла доля респондентов ВЦИОМ (на 12 п.п.), которые слышали о программе, но участия в ней не принимали (39% в 2021 г. против 27% в 2018 г.). По возрастным группам наибольший прирост осведомленности продемонстрировали граждане в возрасте 60 лет и старше (64%, +16 п.п.), молодые люди 18 — 24 лет (40%, +13 п.п.) и 35 — 44–летние (48%, +10 п.п.).
Те, кто слышал о программе инициативного бюджетирования, чаще всего считают, что в их муниципалитете она реализуется скорее эффективно (47%), об обратном заявляют более трети опрошенных (36%). Эффективность программ наиболее часто отмечают россияне 25 — 34 лет — в этой возрастной группе 63% респондентов сказали, что программы реализуются скорее эффективно, и только 29% имеют противоположную точку зрения. Авторы исследования отмечают, что оценка эффективности реализации программы различается в зависимости от размеров населенного пункта: чаще всего называли ее реализацию скорее эффективной жители городов с населением 500 тыс. — 1 млн человек (57% против 24% — скорее неэффективно).
Ровно половина россиян (50%) считают недостаточным освещение программы по инициативному бюджетированию в СМИ, интернете и иных источниках информации, обратного мнения придерживаются 43% граждан. Чаще всего о недостатке информации по этой теме заявляют мужчины (57% протв 45% женщин), а также 35 — 44-летние (58%) и граждане 25 — 34 лет (56%).
Интересно, что большинство опрошенных россиян (56%) не готовы участвовать в распределении части муниципального бюджета на решение местных проблем и считают, что этим должны заниматься профессионалы. Это наиболее характерно для женщин (61% против 50% мужчин), а также для респондентов в возрасте 60+ (75% против 51% 18 — 24 лет).
41% респондентов высказали готовность участвовать в подобной программе, чаще всего это люди, имеющие высшее или неполное высшее образование (54% против 21% с неполным средним образованием), граждане от 18 до 44 лет (45—52%), а также жители Москвы и Санкт-Петербурга (48%).
Эксперты ВЦИОМ отмечают, что готовность участвовать в программе инициативного бюджетирования соотносится с типом населенного пункта, в котором проживает респондент — чем больше населенный пункт, тем чаще изъявляется желание участвовать в программе. Готовы принять участие в определении приоритетных проблем 48% жителей Москвы и Санкт-Петербурга, 45% жителей городов-миллионников, 40—42% жителей городов от 100 тыс. до 950 тыс. и только 34% жителей сел. Авторы опроса также отмечают, что разница между ответами жителей столицы и городов-миллионников, городов с населением до 100 тыс. человек относительно невелика и колеблется в пределах 8%. При этом между жителями Москвы и Санкт-Петербурга и сел разница в готовности принять участие в программе составляет уже 14%.