Их одновременно выяснили ВЦИОМ и ВТБ. В основном их данные сошлись.
Согласно опросу ВЦИОМ (www.wciom.ru), абсолютное большинство россиян (97%) информированы о введении нерабочих дней для всей страны, введенных для снижения темпов роста заболеваемости коронавирусом, 3% опрошенных не слышали об этом.
Немногим более половины жителей страны (53%) считают названную меру необходимой (70% среди 18 — 24-летних, 48% среди мужчин против 58% среди женщин), 40% не видят в ней необходимости (51% среди 25 — 34-летних).
Более половины россиян (59%) считают объявление нерабочих дней адекватной ситуации мерой (78% среди 18 — 24-летних), 31% считают ее неадекватной (37% среди 25 — 34-летних, по 36% среди 45 — 59-летних и мужчин).
Половина наших сограждан (50%) полагают, что объявленная мера не будет способствовать стабилизации ситуации с распространением коронавируса (56—59% среди граждан от 25 до 44 лет), 40% считают, что будет (49% среди 18 — 24-летних, 45% среди граждан 60+).
Большинство наших сограждан (72%) проведут дни с 30 октября по 7 ноября дома (63% среди мужчин против 79% среди женщин, 78% среди 18 — 24-летних), каждый четвертый (25%) будет работать (33% среди мужчин против 18% среди женщин), 9% проведут это время на даче, 2% — в другом регионе России, а 1% — в другом населенном пункте своего региона.
Почти совпала со значением ВЦИОМ доля россиян с «домашними» планами по результатам аналогичного опроса ВТБ — три четверти его респондентов (73%) в праздники и в целом на период «нерабочих дней» не планируют поездки. Еще 15% рассматривают возможность отдыха на даче и лишь 6% намерены отправиться путешествовать (по России — 5%, за рубеж — 1%). Среди москвичей доля тех, кто намерен покинуть город в праздники, в полтора раза больше — 9%, причем 4% респондентов намерены отправиться за границу.
Можно заметить существенные расхождения в результатах данных исследований по планам тех россиян, которые не намерены отсиживаться дома. Например, по опросу ВЦИОМ, на дачи в названный период планируют отъехать 9% его респондентов, а у ВТБ таких 15%. Но на этот счет важно отметить, что исследование последнего касается только жителей городов с населением 100 тыс. человек и более, а ВЦИОМ охватил «все» население страны, в том числе селян и жителей малых городов, которые и так постоянно проживают «на даче».
Исследователи ВТБ также выяснили, что те, кто не планирует уезжать из своего города, собираются в основном проводить время с семьей: такой ответ дали 52% мужчин и 68% женщин. Смотреть фильмы и посвятить время компьютерным играм готова половина респондентов, не планирующих поездки. Треть намерена заняться ремонтом и домашними делами, 28% — потратить время на саморазвитие, четверть — гулять в парках, 14% — встречать гостей.
Заметим, никто не назвал в своих планах сделать в нерабочий период прививку от коронавируса. Вероятно, об этом их просто не спрашивали.
Лишь треть опрошенных ВТБ собирается на период ограничений свести к минимуму социальные контакты. Еще 21% респондентов планирует отказаться от досуга вне дома, но не от встреч с родными и друзьями. Четверть опрошенных не намерена ничего менять из-за ограничений, а 7% будут принимать решения, ориентируясь на официальную статистику заболеваемости.
Четверть горожан в период ограничений планирует реже пользоваться общественным транспортом. В том числе 5% пересядут на такси или каршеринг, а 20% постараются полностью воздержаться от любых поездок. Треть респондентов не планируют менять привычные способы перемещения.
Авторы исследования ВТБ выяснили важную для розничного бизнеса информацию, поскольку во многих регионах вводятся жесткие ограничения на работу магазинов и точек общественного питания. Почти половина аудитории в период ограничений намерена активно пользоваться сервисами онлайн-доставки. 23% опрошенных заявили о планах чаще пользоваться этой услугой, 13% готовы полностью перейти на онлайн-покупки, а 12% уже используют их постоянно. Более половины таких клиентов намерены заказывать через интернет продукты питания, а также готовую еду из кафе и ресторанов. При этом свыше трети респондентов не планируют переходить на онлайн-шопинг.
Наконец, более 50% опрошенных ВТБ намерены сократить не только походы по магазинам, но и визиты в банки. Четверть клиентов совсем не будет ходить в офисы банков в период ограничений, а 30% допускают визит в отделение только при особой необходимости. Еще 29% аудитории — активные пользователи интернет-банкинга и даже в обычной жизни проводят все операции онлайн.