Все делается в соответствии с бюджетным правилом, которое требует от правительства отправлять в резервы доходы бюджета от высоких цен на нефть. Цены же растут, вот почему интервенции по скупке иностранной валюты и золота, которые в интересах Минфина проводит ЦБ, увеличатся на 70% по сравнению с октябрем и станут беспрецедентными за четыре года операций.
Аналитики отмечают, что, хотя рубль поддерживают высокие цены на нефть, газ и уголь, благодаря которым приток валюты в страну побил рекорды десятых годов, резкий рост объема скупки валюты способен ослабить курс на 2-3 руб.
Эксперты обращают внимание и на то, что валютный рынок покатился по наклонной вслед за долговым, где цены облигаций федерального займа (ОФЗ) оказались на минимумах с 2019 г. на фоне распродаж иностранных инвесторов, сбросивших бумаги на 64 млрд руб. за неделю. Но здесь играет главную роль инфляция, которая усиливает давление на рынок ОФЗ.
Управляющий директор УК «Агидель» Виктор Тунев говорит: «Удивительно, если Банк России будет покупать рекордные суммы на валютном рынке, одновременно ускоренным темпом повышая ключевую ставку и устраивая распродажу на рынке ОФЗ со стороны нерезидентов».
Удивление понятно – одной рукой Центробанк ослабляет рубль, а другой - борется с инфляцией, которая остается повышенной в том числе от того, что импорт на 21% дороже, чем два года назад.
Бизнес и граждане отвечают на все это довольно адекватно – скупкой валюты по примеру денежных властей. За 12 месяцев валютные счета юрлиц пополнились на 37 млрд долл., а физлиц - на 7 млрд долл. Аналитики указывают, что такой валютизации не было с 2014 г.