А в целом российский рынок новых легковых и легких коммерческих авто в октябре, по данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, замедлил падение.
В прошлом месяце продажи в России названных автомобилей снизились в годовом выражении на 18,1%, или на 27 960 единиц. Реализовано в октябре 126 204 авто. Согласно статистике Комитета автопроизводителей АЕБ, это четвертое подряд снижение рынка в этом году. Но, возможно, пик спада пройден месяцем ранее — в сентябре он составил 22,6%.
За десять месяцев 2021 г. годовая динамика авторынка остается положительной (+10,5%, или +124 808 автомобилей относительно января — октября 2020 г.). С начала текущего года продажи составили 1 313 579 штук. Рост, однако, замедляется (–4,6 п.п. по сравнению с январем — сентябрем 2021 г.).
Однако эксперты АЕБ обеспокоились не этим. Председатель его Комитета автопроизводителей Томас Штэрцель акцентирует внимание на том, что, несмотря на все трудности, сегмент автомобилей с электрическим приводом продолжает расти. За период с начала года общий объем продаж составил 845 автомобилей, что уже на 118% превышает аналогичный показатель за весь 2020 г. По его словам, положительная динамика продаж электромобилей способствует развитию зарядной инфраструктуры и дает возможность дистрибьюторам выводить на российский рынок не только большее количество автомобилей, но и более доступные модели.
«Разумеется, растущий сегмент электромобилей может со временем быть занят моделями местного производства. Это положительное развитие может быть серьезно подорвано отказом от продления нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили на ближайшие годы, что приведет к росту стоимости электромобилей, снижению покупательского спроса и последующей стагнации в динамике продаж. Кроме того, некоторые производители могут отложить вывод своих электромобилей на российский рынок на фоне более высоких затрат на меньший, чем ожидалось, объем продаж электромобилей. Поэтому наш Комитет убежден, что продление нулевой ставки ввозной таможенной пошлины на электромобили выгодно как всем участникам рынка, так и государству», — говорит г-н Штэрцель.
Ознакомившись с данными АЕБ, эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что лидерство на российском авторынке продолжает удерживать марка LADA, чьи продажи в октябре снизились на 31% и составили 25 573 автомобиля. Второе место по объему продаж сохраняет Kia — реализация 16 027 машин (–24%) также сохранила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai с показателем 13 162 проданных автомобиля, что на 15% ниже показателя годичной давности.
Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 9165 покупателей (–36%). Замыкает пятерку лидеров на этот раз Toyota, чьи продажи увеличились на 6% и составили 8516 машин.
В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам октября также вошли ГАЗ (5881 штука, +17%), Skoda (5590, –45%), Nissan (5262, –10%), Haval (4803, рост в три раза) и Volkswagen (4714, –52%).
Аналитики АА «АВТОСТАТ» также констатируют, что самой продаваемой моделью в России по итогам октября остается LADA Vesta, чья реализация снизилась на 13% и составила 10 261 автомобиль. Второе место заняла LADA Granta с показателем 7273 машины, что на 43% меньше по сравнению с прошлым годом. Третий результат показала Kia Rio — 6983 проданных автомобиля (–24%).