В III квартале экономический рост замедлился, инфляция усилилась, что подтвердило экспертам сделанное ими ранее заключение о начале стагфляции.
Ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в очередном ежемесячном обзоре «Анализ макроэкономических тенденций» указывают на противоречивость высокочастотной статистики динамики российской экономики. С одной стороны, по данным о поквартальной статистике роста ВВП, в III квартале он притормозил. С другой — высокочастотные данные о промышленном производстве и, соответственно, экономической активности в целом свидетельствуют, вроде бы, о наметившемся новом «разогреве» экономики.
Однако авторы обзора полагают, что говорить о начале новой волны роста преждевременно. Поясняют это тем, что инвестиционный и потребительский спрос в целом «стоят». Поэтому, с учетом локдауна в октябре — ноябре, а также последовательного повышения процентных ставок, перспективы переноса оживления конъюнктуры на внешних рынках внутрь российской экономики (даже с учетом осуществленных дополнительных выплат населению) аналитикам ЦМАКП пока неясны.
Они констатируют, что в III квартале ситуация в экономике ухудшилась. Экономический рост затормозился, инфляция усилилась, что позволяет ученым повторить вывод, сделанный в предыдущем обзоре, о начале стагфляции. На рынке жилья ситуация в целом такая же: прироста покупок жилья нет вообще, но и рост цен не ускорился.
Сезонно скорректированный индекс IHS Markit PMI® обрабатывающих отраслей вернулся в положительную область (август — 46,5%, сентябрь — 49,8%, октябрь — 51,6%). Вероятную причину этого эксперты ЦМАКП видят в заметном улучшении внешнеэкономической конъюнктуры.
На рынке труда, на их взгляд, ситуация начала стабилизироваться — причем на непривычно благоприятном уровне. Безработица находится на исторически минимальном уровне, спрос на труд с устраненной сезонностью вышел на уровень осени 2018 г. Авторы обзора ожидают, что насыщение рынка труда в среднесрочной перспективе будет (при прочих равных условиях) стимулировать ускоренное повышение оплаты труда и технологическую модернизацию производства, направленную на рост производительности.
В течение III квартала инвестиционная активность ослабевала. Шло это от высокого уровня — в период активной реализации отложенного спроса во II квартале масштабы инвестиционной активности заметно превышали докризисные значения. К сентябрю ее интенсивность составила 106,8% величины двухгодичной давности после 113,2% на пике в апреле. В строительстве закрепились тенденции к стагнации; восстановительный рост здесь, уверены эксперты, завершен (июль — +0,2%, август — –1,4%, сентябрь — –1,3%, сезонность устранена).
Экспорт товаров (в физическом выражении и поправкой на сезонность) немного снизился, но аналитикам ЦМАКП не вполне понятно, разворот ли это тренда. Снижается вывоз довольно широкого спектра товаров — газа (на фоне высоких цен и известных конфликтов вокруг масштабов поставок в ЕС), металлов, особенно цветных (авторы анализа не исключают, что это отклик на инвестиционный кризис в Китае). Растут, но слабо, лишь поставки на мировой рынок нефти (в силу некоторых смягчений ограничений ОПЕК+) и химической продукции.
Импорт товаров (в физическом выражении и с устраненной сезонностью) колеблется примерно на одном уровне, что отражает общие тенденции потребительского и инвестиционного рынков; в последнее время он чуть повысился за счет инвестиционных товаров для сырьевого комплекса.
На фоне дефицита труда и в целом благоприятной конъюнктуры экспертам ЦМАКП кажется очень странным, что реальная заработная плата с поправкой на сезонность снижается второй месяц подряд (июль — –0,7%, август — –2,6%). В итоге, агрегат основных видов реальных доходов уже два месяца сокращается — хотя авторы обзора не исключают, что тенденция может быть переломлена благодаря осенним выплатам населению из бюджета.
В сфере потребительского поведения населения ситуация «развернулась»: рост процентных ставок привел к расширению организованных сбережений населения (при этом аналитики ЦМАКП отмечают, что его масштабы, видимо, завышаются — идет процесс выхода населения из ценных бумаг в банковские депозиты, плохо наблюдаемый статистически). В итоге, норма потребления населения снизилась — и есть риск, считают эксперты, что дело не в локальном «выбросе», а в развороте тенденции.
Потребление населения остается почти стабильным. Оборот розничной торговли стагнирует (июль — +0,3%, август — –0,1%, сентябрь — +0,1% с учетом сезонности). Продажи услуг, после длительной стагнации, начали бурно расти (июль — –1,8%, август — +3,2%, сентябрь — +2,8%), но локдаун рубежа октября—ноября, полагают авторы анализа, сломает этот позитивный тренд. Рынок автомобилей лихорадит. Глубокие спады на отдельных сегментах (российские авто) сменяются отскоками, но в целом тренд скорее негативный. На авторынке «сошлось» влияние сразу нескольких отрицательных факторов: стагнация доходов населения, рост процентных ставок, кризис логистики на внешних рынках и поставок автокомпонентов — на внешних.
Авторы обзора отмечают сохранение крайне высокого уровня инфляции. Они считают, что даже если частично закрепится результат «длинных каникул» (0,3% прироста потребительских цен с 1 по 15 ноября), инфляция за месяц может составить не менее 0,7%, а в годовом выражении — превысить 8%.