Три четверти владельцев киосков не заметили перемен к лучшему после январского распоряжения правительства об НТО.
«Нестационарная торговля на фоне пандемии и снижения спроса пострадала не так сильно, как другие отрасли, поскольку локдауны и прочие ограничения затронули её в меньшей степени, чем объекты с торговыми залами», – заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов на конференции «Малый бизнес России: проблемы и перспективы», организованной Минпромторгом. По его словам, киоски и павильоны сегодня по-прежнему являются основным каналом продаж для небольших производителей продуктов питания, которым непросто пробиться на полки федеральных сетей.
Однако отношение к НТО со стороны чиновников в крупных городах, по мнению уполномоченного, больше похоже на войну. Власти пользуются любыми предлогами, чтобы перекраивать рынок – новые чиновники отменяют решения старых, каждая команда пытается выстроить собственную схему НТО на свой вкус.
«В Новосибирске, например, хотели удалить (и частично удалили) городские киоски под предлогом размещения «умных» остановок – но в итоге остановки так и не появились», — поделился Б. Титов. Он подчеркнул, что в результате примерно две с половиной тысячи объектов остались в подвешенном состоянии: срок действия старых документов истёк, а новые не выдают.
Бизнес омбудсмен напомнил, что в январе вышло распоряжение кабмина, согласно которому регионам было рекомендовано содействовать работе малоформатной торговли. Однако проведённый аппаратом уполномоченного мониторинг показал, что до полноценной реализации этого распоряжения далеко. 75% опрошенных владельцев НТО ответили, что ситуация с развитием малоформатной торговли в регионах не изменилась или ухудшилась.
Новых ярмарочных площадок больше не стало, количество мест в схеме размещения НТО не увеличилось, договоры на размещение без конкурсных процедур не продлеваются. Другие проблемы, на которые обратили внимание участники рынка, — отсутствие необходимой инфраструктуры и финансовой поддержки для размещения НТО, высокая стоимость реконструкции внешнего вида под новые требования и установки «умных» объектов, сложность процедур и длительность получения разрешений на размещение НТО, повышение арендной платы.