Об этом сообщил руководитель службы по защите прав потребителей ЦБ Михаил Мамута. Он отметил, что распространение механизма «кредитных каникул» на постоянной основе было бы полезно для россиян, поэтому законодательная поддержка такой инициативы была бы очень востребована.
«Это дает человеку гарантированное право на передышку. Не всегда человек может на это рассчитывать, потому что одни кредиторы активнее идут ему навстречу, другие, к сожалению, наоборот, начинают пользоваться доминирующим положением в сложный для заемщика момент», - говорит М. Мамута.
Сейчас право на отсрочку или снижение платежей имеют ипотечные заемщики, попавшие в трудную жизненную ситуацию. В 2020 г. в связи с пандемией коронавируса временный механизм «кредитных каникул» касался не только ипотечных, но и потребительских кредитов.
По данным Банка России, более 80% заемщиков, воспользовавшихся ипотечными каникулами, после льготного периода возвращаются в график платежей.
Это добрая инициатива. Вопрос в том, как конкретно она будет реализовываться. Похоже, что выпрашивать каникулы надо будет у банка, а это несет понятные сложности. Есть европейский опыт. Заемщик при необходимости обращается не в банк, а в местный орган власти. Там есть, как говорят европейцы, «комиссар» по данному вопросу. Он разбирается с ситуацией и он, как представитель власти, обращается в банк. Есть подозрение, что исполнительная власть имеет больше шансов на успех в достижении компромисса с финансистами, чем обычный гражданин. Причем отсрочка платежей – лишь один из многих способов решения долговой задачи.
Однако надо учесть – это происходит в так называемом «обществе потребления», имеющим специфические цели своего развития, типа поддержание платежеспособности людей для того, чтобы акулы капитализма могли сбывать им свои товары и услуги.