По данным аналитиков ВТБ, в 1-м полугодии на долю безналичных покупок приходилось 59% оборота, при этом доля снятия наличных снизилась до 41%. Они отмечают, что тренд на сокращение наличного оборота по картам ВТБ следует за общероссийским.
Кроме того, сохраняется рост объема токенизированных операций: по итогам III квартала 2021 г. клиенты ВТБ расплачивались смартфонами и другими «умными» устройствами в 1,5 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
Восстанавливается объем трат по картам банка за рубежом: в третьем квартале этого года он оказался лишь на 13% меньше, чем в июле — сентябре допандемийного 2019 г.
В части работы с банкоматами ВТБ фиксирует рост спроса на внесение наличных. От общего объема операций в устройствах самообслуживания оно увеличилось до 37,5%.
По прогнозам ВТБ, до конца 2021 г. объем покупок по картам в России в 1,5 раза превысит общий объем снятия наличных, а к концу 2022 г. россияне будут тратить по картам в два раза больше средств, чем снимать в банкоматах.
«Пандемия не просто ускорила переход банковских операций “в цифру”, но и изменила модель потребительского поведения. В результате вырос спрос на безналичные платежи. Если в 2019 г. объем покупок по картам в России был сопоставим с суммой снятия наличных, то в 2020 г. он ее уже превысил. Мы ожидаем, что к концу этого года доля безналичных платежей по сравнению с объемом средств, снятых в банкоматах, достигнет 60%, а еще через год эта доля может вырасти до 66%. Таким образом, покупки по картам скоро будут вдвое популярнее снятия наличных», — комментирует Святослав Островский, член правления ВТБ.
По его оценке, росту безналичных платежей способствует развитие инфраструктуры и набирающие популярность цифровые карты.