Мнение почти 4 тыс. руководителей компаний и директоров по управлению персоналом, в том числе, по этому вопросу выявило новое исследование PwC «Future of Work and Skills», проведенное в 28 отраслях 26 стран и регионов мира.
Исследование показало, что во время пандемии во многих компаниях выросла производительность труда и эффективность работы, но при этом стали возникать препятствия, связанные с корпоративной культурой и руководством, мешающие разработке качественных кадровых стратегий.
В большинстве случаев дистанционный/гибридный формат работы привел к скачку производительности в краткосрочной перспективе — 57% респондентов заявили, что за прошедший год превысили свои цели по производительности труда и эффективности работы. Показатели всего 4% опрошенных за это время оказались существенно ниже поставленных целей.
Однако авторы исследования пришли к выводу, что рост производительности и эффективности может в долгосрочной перспективе подорвать доверие сотрудников. Всего 31% опрошенных руководителей компаний и директоров по управлению персоналом твердо убеждены в высокой степени доверия между сотрудниками и их непосредственными руководителями. Это может быть отчасти связано с выгоранием: почти три четверти (74%) респондентов не до конца уверены, что сотрудники могут справиться с нагрузкой, не тратя на работу личное время.
Михаил Магрилов, партнер, руководитель практики по оказанию услуг государственным органам и общественному сектору, PwC в России отмечает: «Мы наблюдаем, что отношения между руководителями и подчиненными за последнее время вынужденно изменились на более прагматичные, более объективные. Если раньше имели значение часы, проведенные в офисе, и стиль общения с руководителем, то теперь большее значение имеет результат труда и его качество. Как следствие, растет производительность труда.
Если говорить об элементах эффективной работы в новой реальности, то на первый план выходят офис нового поколения (activity — based), обновленная культура и стандарты заботы о сотрудниках и их развитии, а также цифровые инструменты удаленной распределенной работы и полуформального тиминга».
Исследование показало, что эффективное организационное планирование стоит затраченных на него усилий. Компании, осуществляющие как планирование на базе сценариев (когда руководители прогнозируют потребности исходя из нескольких возможных сценариев будущего), так и планирование в динамике (когда руководители делают реагирование неотъемлемой частью планов), достигают или перевыполняют свои финансовые и иные цели на 30% чаще, чем те, кто не применяют ни один из этих подходов. Кроме того, компании, занимающиеся только динамическим планированием, опережают тех, кто пользуется только сценарным планированием, на 10%.
Также исследователи PwC заключают, что цифровизация по-прежнему будет входить в число тем, вызывающих наибольшую обеспокоенность у руководителей компаний. В настоящее время наблюдается разрыв между усиливающимся значением технологий для кадровых стратегий и пониманием связанных с ними рисков. Всего 21% опрошенных руководителей полностью согласны с тем, что могут выявить потенциальные риски, сопряженные с решениями о замещении человеческого труда технологиями. Кроме того, только 25% респондентов полностью согласны с утверждением, что они систематически доносят до сотрудников и других заинтересованных лиц четкую и полную информацию о влиянии автоматизации и искусственного интеллекта.
Эксперты PwC считают, что при планировании особое внимание должно уделяться навыкам персонала. Треть опрошенных ими руководителей компаний и директоров по управлению персоналом признают важность понимания, какие специалисты потребуются организации в будущем в связи с технологическими изменениями, однако всего 26% полностью согласны с тем, что способны выявлять эти потребности сейчас.