Произошло это в октябре после четырех месяцев непрерывного роста. Но эксперты считают, что понижение не нарушает стабильности достигнутого в текущем году уровня.
Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) сообщает, что, по данным 3 тыс. микрофинансовых организаций и кредитных потребительских кооперативов, передающих ему сведения, в октябре 2021 г. средний размер микрозайма (или «займа до зарплаты» до 30 тыс. руб.) составил 8,75 тыс. руб. По сравнению с предыдущим месяцем он снизился на 0,9% (в сентябре 2021 г. — 8,83 тыс. руб.).
В то же время по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. средний чек микрозайма, напротив, немного вырос — на 5,6% (с 8,29 тыс. руб. в октябре 2020 г).
Эксперты НБКИ также отмечают, что среднее значение Персонального кредитного рейтинга (ПКР) заемщика по микрозаймам в октябре 2021 г. составило 493 балла при минимальном значении 300 и максимальном — 850 баллов.
Наибольший средний размер «займа до зарплаты» в прошлом октябре среди 30 регионов — лидеров по объемам выдачи данного вида розничного кредитования авторы исследования зафиксировали в Белгородской области (10,54 тыс. руб.), Москве (10,27 тыс. руб.), Ростовской (9,28 тыс. руб.) и Московской (9,19 тыс. руб.) областях, а также Санкт-Петербурге (9,02 тыс. руб.).
При этом наибольшее снижение среднего чека микрозайма в октябре 2021 г. (среди названных 30 регионов) по сравнению с предыдущим месяцем продемонстрировали Самарская (–19,0%), Нижегородская (–18,6%) и Саратовская (–16,4%) области, а также республики Башкортостан (–15,0%) и Татарстан (–14,7%). Аналитики НБКИ констатируют, что вырос средний размер микрозайма только в одном регионе из топ-30 — в Московской области (+3,2%). В Москве и Санкт-Петербурге средний чек «займа до зарплаты» за месяц снизился на 0,7 и 1,0% соответственно.
«В 2021 г. сегмент микрозаймов полностью восстановился после сокращения выдачи в прошлом году, который был связан с “карантинными” мероприятиями. В целом, средний чек займа “до зарплаты” в текущем году стабилизировался на уровне 8,4—8,8 тыс. руб. При этом после некоторого роста данного показателя в сентябре в октябре его значение вернулось к уровню конца лета 2021 г.», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.