С 2015 г. по 2020 г. объем дебиторской задолженности увеличился на 37% до 2,6 трлн руб. При этом управление этими долгами велось за счет их списания с балансового учета, а не за счет мер по их своевременному взысканию и предупреждению, выявили аудиторы в ходе проверки.
По мнению Счетной палаты, негативная динамика частично объясняется недостаточностью нормативной базы по управлению дебиторской задолженностью. Как рассказал на коллегии аудитор счетного ведомства Андрей Батуркин, нормативные правовые акты не устанавливают для администраторов доходов обязанность регламентации работы с дебиторской задолженностью. Также не установлен контроль со стороны главного администратора за исполнением бюджетных полномочий подведомственными администраторами доходов.
При этом работает с дебиторской задолженностью именно территориальный орган, от деятельности которого зависит полнота поступлений, достоверность и качество бюджетной отчетности главного администратора в целом. «В связи с этим мы отмечаем важность качественной разработки каждым администратором доходов регламентов работы с дебиторской задолженностью. Такой регламент должен содержать четкую программу действий при работе с дебиторской задолженностью в целях ее максимального взыскания», – отметил А. Батуркин.
Другая проблема – формальное отношение к принятию «дорожных карт» по борьбе с дебиторской задолженностью. В 2020 г. все главные администраторы утвердили эти стратегические документы, которые должны были повысить качество управления дебиторской задолженностью. Однако, как показал анализ, в большинстве случаев в «дорожных картах» не прописаны результаты их реализации, а предусмотренные мероприятия – это преимущественно рутинная работа, которую главные администраторы и так проводят изо дня в день.
Ранее Счетная палата дала рекомендации регионам по сокращению госдолга. При этом ведомство отметило рост региональных расходов, связанных пандемией, которые достигли 1,1 трлн руб. Это стало одной из причин столь заметного увеличения госдолга, отмечали госаудиторы.