Ограничения, связанные с пандемией, способствовали росту спроса на дистанционные продажи и, как следствие, дали стимул для дальнейшего расширения цифровых экосистем и маркетплейсов. По прогнозам McKinsey, к 2025 г. около 30% корпоративного дохода в мире будут генерировать именно цифровые бизнес-экосистемы. Но как эта тенденция отразится на малом бизнесе: смогут ли небольшие компании развиваться на этих площадках и получать выгоду или наоборот будут вытеснены с рынка цифровыми гигантами?
За 10 месяцев текущего года продажи предприятий малого и среднего бизнеса на Wildberries выросли на 98% год к году до 395,7 млрд руб. Продажи самозанятых, которые реализуют на онлайн-площадке различные товары, изготовленные своими руками, за этот период составили 3,3 млрд руб., на 1221% больше, чем за 10 месяцев прошлого года.
Как пояснили в пресс-службе маркетплейса, отечественные предприниматели и самозанятые все активнее развивают свои продажи через онлайн-каналы, так как это дает им возможность масштабировать свой бизнес с минимальными инвестициями и без необходимости вкладываться в создание логистической инфраструктуры. В настоящий момент свои товары на Wildberries продают около 400 тыс. предпринимателей.
С начала 2021 г. их число увеличилось на 300 тыс. — это больше, чем за все 17 лет истории компании. Около 90% от общего числа продавцов онлайн-площадки – представители МСП и самозанятые.
С одной стороны, агрегаторы дают представителям малого бизнеса возможности для развития. Но вместе с этим и возникает и ряд проблем. По словам Михаила Кузнецова, генерального директора швейного производства «Толстойвеар», самая распространённая проблема экосистем в том, что ее участники не могут никаким образом повлиять на нее. Можно только согласиться быть с ней или не быть. Экосистемы часто становятся монополиями, что, по сути, нарушает принципы конкурентной экономики.
«Продавец, вставая сегодня на полки маркетплейса, например с футболкой, становится одним из 10-20 тыс. таких же как он продавцов. Даже если карточка товара заполнена отлично и цена «в рынке» он все равно будет далеко не на самом верху списка, а это значит шанс увидеть его клиентом не высок», – отметил М. Кузнецов, подчеркнув, что продавцам сегодня на маркетплейсах сложно и повлиять как-то на ситуацию они не могут.
«На полках остаются высокомаржинальные товары, которые характеризуются либо хайпом, а значит это временно и трудно назвать системным бизнесом, или же это товары самого низкого качества. Все это является первыми признаками зарождающегося кризиса такой экосистемы, как маркетплейсы», – заключил эксперт.
Яков Якубович, глава муниципального округа Тверской в г. Москве основной проблемой взаимодействия бизнеса и экосистем назвал искажение конкурентной среды, особенно по отношению к субъектам МСП. Оно вызвано неравным инвестиционным ресурсом, эксклюзивным доступом участников своей экосистемы к уникальным закрытым данным (банковские и розничные транзакции, потоки, сотовая связь и др.) и неравными экономическими условиями (участники экосистемы могут работать в убыток долгое время).
«В результате рыночные участники – МСП – выдавливаются с рынка (в лучшем случае скупаются с дисконтом), что приводит к снижению уровня конкуренции и олигополизации рынков, росту цен из-за диктата крупных экосистем и снижению качества товаров, работ, услуг», – заключил Я. Якубович.
Владельцы площадок, обладая всей информацией и доступом к управлению интерфейсом, могут настраивать экосистемы в первую очередь на пользу себе и иногда в ущерб клиентам и отдельным поставщикам. В связи с этим возникает вопрос регуляции, чтобы правила игры были прозрачны и одинаковы для всех.
Если правила не одинаковы, то это тоже должно регламентироваться, чтобы не было нарушений антимонопольного законодательства. «Например, когда маркетплейс копирует какую-то успешную позицию своего поставщика и потом выводит его из своего маркетплейса, предлагая его товары и услуги тем же клиентам, которые ранее покупали их у независимого поставщика. Это нарушение использования коммерческой информации, которая попадает к такому оператору экосистемы или маркетплейса в силу его инфраструктурной роли», – пояснил «ЭЖ» Михаил Попов, основатель финтех-платформы TalkBank.
По его мнению, такой инфраструктурный игрок больше похож не на коммерческую организацию, которая торгует напрямую со своими клиентами и обладает только своей коммерческой информацией, а на биржу, где независимые участники делают сделки. При этом биржа относится ко всем одинаково и не даёт преференции кому-либо из брокеров с точки зрения торговых сделок, которые делает его конкурент.
В случае с маркетплейсами, это происходит постоянно, что является нарушением конкуренции и рыночных принципов и создаёт риски серьезной монополизации. «Учитывая, что маркетплейсы сейчас обеспечивают до 60-70% транзакций на отдельных видах рынка, то риск такого злоупотребления становится очень существенным с точки зрения влияния на весь рынок и отрасль», - заключил М. Попов.
Независимый эксперт в области eCom Алексей Судаков в разговоре с «ЭЖ» отметил, что благодаря экосистемам улучшается качество жизни потребителей, появляются новые точки роста для предпринимателей — это безусловно позитивный факт. С другой стороны, экосистемы привязывают к себе клиентов, а поставщики становятся зависимы от условий той или иной платформы. Так экосистемы все больше влияют на правила игры в экономике.
«Здесь, на мой взгляд, актуален вопрос регулирования экосистем для достижения здоровой конкурентной среды. При этом важно, чтобы регулирование «успевало» за стремительным развитием цифровой экономики и не было избыточным», – подчеркнул эксперт. О том, как относятся власти к регулированию экосистем читайте новом выпуске «ЭЖ» в материале Жизнь по сценарию. ЦБ опасается чрезмерного влияния экосистем на выбор граждан