При этом эксперты ожидают ухудшения их продаж и в течение ближайших месяцев.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в ноябре 2021 г. рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократился в годовом измерении на 20,4%, или на 32 114 штук. Их продажи в прошлом месяце составили 125 466 единиц. Таким образом, падение данного рынка вновь ускорилось (после замедления до –18,1% месяцем ранее с –22,6% в сентябре).
Но с начала текущего года динамика сохраняется положительная — за 11 месяцев новых автомобилей продано в количестве 1 439 045, что на 92 694, или на 6,9% больше, чем за аналогичный период 2020 г. Замедление тоже заметное (после +10,5% месяцем ранее), но оставляющее в силе ожидания экспертов небольшого роста рынка по итогам 2021 г.
Председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель дает следующий прогноз: «Обычно декабрь — благоприятный месяц для продаж автомобилей, но этот год — другой, и нам представляется, что в следующем году существующий тренд сохранится и в ближайшие месяцы цифры еще ухудшатся.
В дополнение ко всем негативно влияющим на рынок факторам, таким как сокращение производства, нехватка полупроводников и логистические проблемы, правительство инициирует нормативные акты, которые могут только усугубить ситуацию: опубликованный проект постановления правительства предполагает почти девятикратное увеличение ставки утилизационного сбора на электромобили. В совокупности с объявленной отменой нулевой импортной пошлины на электромобили эта мера существенно ухудшит развитие этого сегмента рынка, который только начал расти в России. К сожалению, такой шаг не обсуждался с представителями отрасли. Мы считаем, что принятие указанного постановления приведет к росту цен на электромобили для конечного потребителя, а также замедлит динамику их продаж и развитие зарядной инфраструктуры».
Также Т. Штэрцель информирует, что окончательные результаты 2021 г. будут объявлены на ежегодной пресс-конференции 13 января 2022 г., на которой эксперты Комитета автопроизводителей АЕБ постараются дать прогноз развития отрасли в следующем году.
Ознакомившись с его данными за ноябрь, эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» отмечают, что лидерство на российском авторынке продолжает удерживать марка LADA, чьи продажи в ноябре снизились на 31% и составили 26 373 автомобиля. Второе место по количеству продаж сохраняет Kia — реализация 14 515 машин (–31%) вновь обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai с показателем 14 395 проданных автомобилей, что на 17% ниже показателя годичной давности.
Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 11 837 покупателей (–15%). Замыкает пятерку лидеров на этот раз Toyota, чьи продажи увеличились на 7% и составили 7606 машин. В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам ноября также вошли ГАЗ (5428 штук, –2%), Skoda (5000, –48%), Haval (4909, рост в три раза), Nissan (4677, –5%) и Volkswagen (4602 единицы, –55%).
Также эксперты агентства констатируют, что самой продаваемой моделью в России по итогам ноября остается LADA Vesta, чья реализация снизилась на 23% и составила 9035 автомобилей. Второе место заняла LADA Granta с показателем 7231 машина, что на 50% меньше по сравнению с прошлым годом. Лидерство среди моделей SUV сохраняет Hyundai Creta, разошедшаяся тиражом в 6513 экземпляров (–15%). Четвертый результат показала Kia Rio — 5682 проданных автомобиля (–43%). Спрос на кроссовер Renault Duster увеличился на 28% до 4436 машин.
Далее следует седан Hyundai Solaris, чьи продажи снизились на 27% до 4255 единиц. Внедорожники семейства LADA Niva выбрали 3618 покупателей — на 37% меньше, чем годом ранее. Реализация кроссовера Toyota RAV4 составила 3366 автомобилей (+2%). Универсал LADA Largus был продан в количестве 3350 штук, что на 8% выше показателя годичной давности. Замыкает ТОП-10 самых популярных моделей в России по-прежнему бизнес-седан Toyota Camry с показателем 2630 реализованных машин (+21%).