Эксперты отмечают, что в октябре по сравнению с сентябрем такие расходы сократились, но в штуках новых авто куплено больше.
Аналитическое агентство «АВТОСТАТ» и Банкавто (цифровая платформа РГС Банка) провели совместное исследование рынка новых легковых автомобилей в России и определили его финансовую емкость по итогам октября 2021 г. По данным исследования, этот показатель составил 253 661,9 млн руб., что почти на 7 млрд руб. меньше, чем месяцем ранее (в сентябре — 260 653,7 млн руб.). Эксперты агентства поясняют, что это та сумма, которую в целом потратили россияне на покупку новых легковых машин в октябре. При этом всего их было куплено 122 тыс. единиц (против 116,2 тыс. штук месяцем ранее).
Аналитики АА «АВТОСТАТ» отмечают, что в разрезе сегментов больше всего средств россияне потратили на кроссоверы и внедорожники (68% финансовой емкости рынка), а в разбивке по странам происхождения — на европейские марки (37%). При этом рост как в денежном, так и в количественном эквиваленте показали в октябре только китайские и российские марки на фоне падения продаж автомобилей в остальных сегментах.
На долю машин массового сегмента во второй месяц осени пришлось чуть более 70% от всей емкости, что составляет 179 088,8 млн руб. Оставшиеся примерно 30% были потрачены на покупку автомобилей премиум-сегмента (74 573,1 млн руб.). При этом в количественном соотношении доля продаж в сегменте массовых и премиальных составила 90% к 10%.
Согласно приведенным данным, в прошлом октябре россияне денег на новые автомобили потратили меньше, чем в сентябре, но в штуках купили их больше, следовательно, несколько возрос интерес к менее дорогим машинам. Между тем авторы исследования констатируют, что крупнейшим и по количеству авто, и по финансовой емкости остается сегмент рынка отнюдь не самых дешевых автомобилей — SUV (кроссоверы и внедорожники).
На его долю в октябре пришлось 53% от общих продаж, или 64,5 тыс. экземпляров. При этом в денежном выражении кроссоверам и внедорожникам принадлежит еще большая доля финансовой емкости рынка — 68%, или 172 250,2 млн руб. Второй по численности сегмент — автомобили В-класса. Но если в штуках по итогам октября они занимают 34%, то в деньгах — 16%, или 41,2 тыс. единиц и 41 607,4 млн руб. соответственно.
Руководитель пресс-службы аналитического агентства «АВТОСТАТ» Азат Тимерханов отмечает, что такое различие в долевом соотношении связано со средневзвешенной ценой. «В сегменте SUV средневзвешенная цена заметно выше, чем в целом по рынку, а в сегменте В, наоборот, ниже. Отсюда и более существенный перекос по финансовой емкости (чем по продажам) в сторону кроссоверов и внедорожников», — объясняет эксперт.
Кстати, аналитики агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что средневзвешенная цена нового легкового автомобиля в России за последние семь лет выросла уже более чем в два раза и по итогам десяти месяцев 2021 г. этот показатель составил 2070 тыс. руб. При этом по отношению к 2020 г. он вырос на 23%, а по сравнению с 2014 г. — на 107%.