По базовому, наиболее реалистичному, сценарию аналитики прогнозируют ему умеренное сокращение.
В рамках Autostat Analytiс Day ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ» Виктор Пушкарев отметил, что сегодня делать прогнозы по авторынку становится все сложнее — есть несколько факторов, которые оказывают на этот бизнес сильнейшее влияние и при этом их развитие практически невозможно предсказать.
К числу таких сложно предсказуемых явлений эксперты агентства относят среднегодовую стоимость нефти на мировых рынках. Они приводят пример, когда в декабре 2020 г. прогноз по этому показателю варьировался в пределах 42—48 долл. за баррель, а фактическое значение составляет сегодня 66—71 долл., что означает отклонение от прогноза на 60%. Спрогнозировать же развитие эпидемиологической ситуации в стране и в мире, считают эксперты, еще более сложно, если вообще возможно. Пока все прогнозы сводятся к тому, что коронавирус будет продолжаться и никто не знает, как долго.
Тем не менее, в этих условиях эксперты АА «АВТОСТАТ» подготовили три сценария развития автомобильного рынка в России — базовый, оптимистичный и пессимистичный, а также обозначили основные тренды этого рынка. Согласно базовому сценарию, в 2021 г. рынок новых легковых автомобилей может вырасти на 3%, однако уже в 2022 вероятно его снижение в диапазоне от 5 до 7%.
Как объяснил В. Пушкарев, этому способствуют два основных рыночных тренда — продажи и средневзвешенные цены. Если в 2019 и в 2020 гг. продажи росли, несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии, то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на снижение продаж. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.
Устойчивый отрицательный тренд сформировался также и на рынке автокредитования — в 2020 г. и начале 2021-го наблюдался существенный рост выдачи автокредитов (в штуках), а начиная с мая 2021 г. их количество постоянно снижается.
Другие рыночные факторы пока также оказывают негативное влияние на рынок. В их числе эксперт называет проблемы с производством и поставками автомобилей, сохранение экономических санкций от США и ЕС, непонятная ситуация с господдержкой автопрома. Все это приводит к тому, что в 2022 г. в экономике РФ будут преобладать стагнационные процессы, считает ведущий аналитик агентства «АВТОСТАТ».