Такой вывод экспертам представляется предпочтительным после анализа высокочастотной статистики.
Дело даже не в некотором замедлении роста, говорят ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования в очередном обзоре «Анализ макроэкономических тенденций», а в том, что (как они отмечали и ранее) стагнация наблюдается практически по всем компонентам ВВП — и по инвестициям в основной капитал, и по потреблению населения, а с недавних пор и по экспорту.
Но при этом авторы обзора отмечают, что сезонно скорректированный индекс IHS Markit PMI® обрабатывающих отраслей уже два месяца находится в положительной области, выше 50% (сентябрь — 49,8%, октябрь — 51,2%, ноябрь — 51,7%). Если ситуация сохранится, можно, считают они, надеяться на усиление инвестиционной активности частного бизнеса в перспективе.
По мнению аналитиков ЦМАКП, данные Росстата о структуре факторов производства (в годовом выражении) сегодня отражают скорее результаты восстановления экономики в течение всего периода с III квартала прошлого года по II квартал текущего (III квартал, полагают они, стал уже периодом стагнации). С этой оговоркой авторы анализа констатируют, что основными драйверами восстановительного роста в последний год были оживление в промышленности (2,5 п.п. прироста АЭА из 4,0 п.п. суммарно), в значительной степени базировавшийся на экспорте углеводородов и металлов и «постлокдаунный» рост в потребительских отраслях (розничная торговля и платные услуги — суммарно 1,2 п.п. прироста АЭА).
Ученые ЦМАКП констатируют, что ситуация на рынке труда практически нормализовалась. И спрос на труд, и уровень безработицы, и коэффициент напряженности на рынке труда уже вышли на докризисный уровень. При прочих равных условиях, считают аналитики, это будет вести к ускорению динамики оплаты труда и, соответственно, росту спроса населения (но способно ухудшить финансовое положение и инвестиционный потенциал компаний).
Инвестиции в основной капитал в III квартале, как и ожидали авторы обзора на основании данных высокочастотной статистики, «остановились» (0,0% ко II кварталу с устраненной сезонностью). В строительстве уже четыре месяца продолжается медленный, но неуклонный спад (июль — –1,1%, август — –1,0%, сентябрь — –1,3%, октябрь — –0,5%, сезонность тоже устранена).
Экспорт товаров (в физическом выражении с устраненной сезонностью) быстро снижается. Как уже упоминалось в предшествующем обзоре, спад отмечается по очень широкому кругу товаров — собственно, по всей основной их номенклатуре (энергоносители, черные металлы, лесобумажная и химическая продукция, машины и оборудование). Отчасти, полагают аналитики ЦМАКП, это может быть объяснено высокими мировыми ценами и стремлением их зафиксировать, отчасти — квотированием вывоза из России.
Физический импорт товаров с устраненной сезонностью, наоборот, довольно быстро растет. В первую очередь это касается инвестиционных товаров; отчасти также сырья и материалов (импорт оборудования часто «ведет за собой» и ввоз соответствующего сырья).
Потребительские настроения населения в ноябре резко упали (что, по мнению ученых ЦМАКП, вполне естественно в условиях скачка инфляции); таким образом, они находятся в странном противоречии с, в целом, позитивными оценками ситуации бизнесом.
Потребление населения, как отмечалось и в прошлом обзоре, в общем стагнирует. Оборот розничной торговли с устраненной сезонностью медленно растет (сентябрь — +0,1%, октябрь — +0,2%). Платные услуги (с учетом локдауна) крайне нестабильны (сентябрь — +2,8%, октябрь — 2,6%), и авторы анализа полагают, что говорить об устойчивости их восстановительного роста рано.
Инфляция по-прежнему высока, сохраняется риск ускоренного роста цен на продукты, производимые из зерна (результат «импорта инфляции»), мясомолочных продуктов, нефтепродуктов. Ученые ЦМАКП прогнозируют инфляцию за декабрь в 0,4—0,7% (за 13 дней текущего месяца — всего 0,12%, что они связывают с падением цен на 35% за две недели на отдых в Турции и, соответственно, ожидают усиления инфляции за остаток месяца), за год в целом она оценивается ими в 8,0—8,3%.
Профицит федерального бюджета по итогам января — сентября 2021 г. составил 1,6 трлн руб., или, по оценке, 1,8% ВВП. Данный результат был достигнут за счет дополнительных нефтегазовых доходов бюджета, образовавшихся в результате положительной рыночной конъюнктуры, и дополнительных ненефтегазовых доходов, обеспеченных превышающей ожидания динамикой поступлений НДС, налога на прибыль и прочими неналоговыми доходами (в том числе перевод части суммы, полученной ЦБ в результате сделки по продаже Сбербанка, выплата «Норникелем» штрафа за ущерб окружающей среде при разливе топлива и доходы от управления ФНБ, направляемые в федеральный бюджет).
Доходы федерального бюджета исполнены на 95,5% от утвержденных Законом значений, констатируют авторы обзора.