По данным Минэкономразвития, объем интернет-торговли в мире достиг 5 трлн долл., что составляет 17% от всех розничных продаж на глобальном рынке. В России на электронную торговлю приходится 3,5 трлн руб. В общем объеме ретейла доля онлайна не превышает 10%, что говорит о потенциале роста этого сегмента.
По предварительной оценке Минпромторга, за 2021 г. онлайн торговля увеличилась на 40%, в то время как розничная торговля в целом прибавила всего 10%. Как показал проведенный «ЭЖ» опрос экспертов, в 2022 г. интернет-ретейл скорее всего будет расширяться не так быстро. «Безусловно рынок электронной коммерции продолжит свой рост, но темпы роста, снизятся. Во время пандемии та часть населения, которая еще не была вовлечена в интернет-торговлю, но потенциально могла стать ее участником, уже сделала это. Поэтому рост за счет привлечения новых клиентов будет, но скорее всего не такой значительный», – пояснила Светлана Ревинова, к.э.н., доцент экономического факультета РУДН.
При этом, по ее словам, в краткосрочной перспективе привычки клиентов, сложившиеся за последний год, окажут основное влияние на рынок интернет-торговли. Категории товаров, вышедшие в лидеры, по количеству заказов, ими и останутся, а значит фокус потребления сместится в сторону продуктов питания, здоровья и ухода за собой.
Еще более серьезное влияние эпидемия окажет на рынок в долгосрочной перспективе. «Конкуренция между игроками будет только усиливаться. И, если сейчас, интернет-компании уделяют основное внимание привлечению покупателей, то дальнейшей задачей станет их удержание. Это значит, что компании вынуждены будут пересмотреть свои бизнес-процессы и улучшить качество услуг», – заключила С. Ревинова.
По мнению экономиста, тренды развития будут направлены на удовлетворение потребностей клиентов и на оказание им помощи в принятии решений о покупке. Уже сейчас онлайн магазины активно развивают новые инновационные сервисы. Например, для примерки одежды продавцы предлагают использовать виртуальную реальность. Несколько международных компаний объявили о начале испытаний дронов в качестве средства доставки и т.д.
Николай Новоселов, директор по новым бизнесам Cuore, полагает, что в 2022 г. будет интересно посмотреть, как глобальные маркетплейсы захватывают узкие ниши: аптеки и медицинские товары, автомобильные товары, строительное направление. Они сейчас могут стать точками роста, так как крупнейшие игроки уже обладают клиентской базой, приученной к онлайн покупкам.
Также интересно увидеть, где территориально будет фокусироваться рост. Развитие рынка может пойти по пути увеличения проникновения в крупнейших городах или захвата менее населенных территорий. «Первая траектория будет требовать новых маркетинговых подходов, чтобы подключить более консервативных потребителей. Вторая же траектория будет требовать одновременного улучшения экономики бизнес-юнитов (ПВЗ) и снижения стоимости накладных расходов, включенных в каждый товар для снижения финальной цены», – пояснил Н. Новоселов.
По данным АКИТ за 9 месяцев текущего года, в топ-10 регионов-лидеров локальной онлайн торговли вошли Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Нижегородская область, Самарская область, Татарстан и Башкортостан. Причем на долю Москвы и Подмосковья приходится почти треть рынка – 30,8%.