По данным Росстата, в январе-октябре производство шоколада и кондитерских изделий с сахаром в РФ увеличилось до 204 тыс. т, что на 6,4% больше, чем в октябре 2020 г., и на 9,1% больше, чем в сентябре 2021 г. За десять месяцев 2021 г. всего произведено 1,6 млн т, что на 6,9% больше аналогичного периода прошлого года.
Индустрия сладостей развивалась быстрее рынка в целом. Для сравнения: выпуск продуктов питания в октябре 2021 г. увеличился лишь на 2,0% к аналогичному периоду 2020 г. По сравнению с сентябрем 2021 года рост составил 6,3%. Всего за десять месяцев 2021 г. выпущено продукции на 2,1% больше, чем за январь-октябрь 2020 г.
Вместе с выпуском в 2021 г. увеличивался экспорт. Поставки кондитерских изделий из РФ за рубеж по итогам первого полугодия 2021 г. превысили допандемийный уровень. В натуральном выражении они выросли на 16,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 329,6 тыс. т. При этом в денежно выражении экспорт прибавил 19,3%, дотянувшись до отметки 709,5 млн долл.
Отраслевые эксперты считают, что, судя по динамике экспорта уже в краткосрочной перспективе РФ имеет хорошие шансы стать крупнейшим поставщиком шоколада и шоколадных кондитерских изделий на рынок КНР, опередив Италию, а также войти в пятерку лидеров экспорта шоколада и шоколадных кондитерских изделий во Вьетнаме. У российских кондитеров есть возможности для развития, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Но, чтобы добиться успеха в этом сегменте, нужно знать тренды, под влиянием которых изменяется потребительский спрос.
По словам Анны Малявиной, руководителя проектов ВАТЕЛЬ МАРКЕТИНГ, изменения на рынке кондитерских изделий, по большей части, обусловлены распространением коронавирусной инфекции Covid-19 и снижением реальных доходов населения, в результате которых происходят корректировки потребительского поведения и меняется вся структура рынка. Одна из основных тенденций – поляризация спроса.
Нестабильная экономическая ситуация отражается на сокращении трат потребителей и пересмотре личных статей расходов. Согласно информации NielsenIQ, 41% россиян отдают предпочтение более доступным категориям брендов: потребители начали приобретать торты, печенье и пряничные изделия, меньшие по стоимости и размеру упаковки. Нельзя недооценивать и роль промо-акций при выборе товаров повседневного спроса, наиболее результативным видом является «прямая скидка».
Также к ключевым направлениям развития спроса можно отнести переход потребителей на здоровый образ жизни. «Повышение спроса на продукцию из натуральных ингредиентов, без сахара и глютена, а также с низкой калорийностью всецело связано с тенденцией потребительского поведения – появлением категории «ответственных» потребителей, демонстрирующих повышенное внимание к здоровому образу жизни», – рассказала «ЭЖ» А. Малявина.
Эксперт обратила внимание, что в настоящее время растет популярность шоколада без сахара с использованием растительных сахарозаменителей и шоколада с медом, который не снижает калорийность, но соответствует тренду здорового питания. Именно под влиянием тренда на ЗОЖ кондитерский рынок одним из первых начал указывать калорийность 1 ломтика шоколада или 1 печенья из всей упаковки, а также выпускать аналогичный товар в мини-формате с калорийностью до 100 ккал, тем самым, предложив способ удовлетворения имеющегося запроса со стороны потребителя.