Госдума приняла в третьем чтении законопроект, который уточняет порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской отчетности.
Законопроект подготовлен на основе анализа и обобщения практики формирования и ведения государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее - ГИРБО).
Напомним, что в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", начиная с 2020 года, ФНС России формирует и ведет ГИРБО, в который включается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов, а также аудиторское заключение (в случаях, если организация подлежат обязательному аудиту). Есть организации, которые освобождены от представления отчетности в ГИРБО. Информация ГИРБО является открытой и общедоступной. ФНС России обеспечивает свободный доступ к содержащейся в ГИРБО информации заинтересованным лицам, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.
Минфин предлагает ограничить круг организаций, освобожденных от представления своей бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. С этой целью из ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ исключается полномочие Правительства РФ определять случаи, в которых организации освобождаются от представления отчетности. При этом финансовое ведомство планирует установить полномочия Правительства РФ по определению случаев, в которых доступ к информации, содержащейся в ГИРБО, может быть ограничен на временной или постоянной основе для определенных категорий пользователей.
Проектом федерального закона предлагаются также следующие изменения: законодатель планирует установить единый пресекательный срок для представления исправленной бухгалтерской (финансовой) отчетности в ГИРБО. Такой срок определен на основе анализа требований законодательства по утверждению бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций различных организационно-правовых форм деятельности. Самый поздний срок утверждения бухотчетности установлен для государственных корпораций - не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом. Исходя из этого срока законопроектом предусмотрен предельный срок представления исправленной отчетности - не позднее 31 июля года, следующего за отчетным годом. Для случаев, когда утверждение отчетности осуществляется после этой даты, и утвержденная отчетность отличается от отчетности ранее представленной в ГИРБО, предлагается представлять отчетность в ГИРБО в течение 10 рабочих дней со дня следующего за днем ее утверждения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.
Законопроектом предусмотрены также особенности применения отдельных положений:
1. Применение положения, касающегося отмены освобождения организаций от представления обязательного экземпляра отчетности в ГИРБО в случаях, установленных Правительством РФ, предусмотрено начиная с отчетности за 2021 год, т.е. обязанность организаций, ранее освобожденных от представления отчетности, представлять обязательный экземпляр отчетности в ГИРБО возникает только с отчетности за 2021 год и не распространяется на отчетность более ранних отчетных периодов.
2. Поскольку ГИРБО начал формироваться с 1 января 2020 г., положения, касающиеся возможности ограничения доступа к информации ГИРБО, распространяются на всю информацию, накопленную в этом ресурсе с начала его формирования, т. е. начиная с отчетного периода за 2019 год.
3. Положения, касающиеся состава сведений о бухгалтерской (финансовой) отчетности и консолидированной финансовой отчетности, подлежащих внесению в единый реестр, применяются к сведениям, подлежащим внесению в этот реестр только после вступления Федерального закона в силу.