Исследование, проведенное холдингом «Ромир», показало, что 74% опрошенных им автовладельцев считают конец декабря не лучшим временем для покупки автомобиля. Сравнение с июлем 2021 г. показывает авторам исследования, что пессимистическое настроение только усилилось (+21%). Это находит свое отражение в падении продаж новых автомобилей с июня, когда был зафиксирован пиковый спрос в 2021 г.
80% автомобилистов по-прежнему считают, что цены продолжат свой рост, и еще 62% ожидают роста ставок на автокредиты. Из-за этого владельцы не спешат избавляться от своих автомобилей. Больше половины (56%) оценивают нынешнее время как плохое и для продажи.
Аналитики «Ромира» констатируют, что ситуация на рынке остается сложной. Производителям не удалось полностью преодолеть кризис микрочипов и значительно нарастить выпуск автомобилей. Дилеры продолжают пользоваться этим дефицитом и продают автомобили с дополнительным оборудованием. Ситуация усугубляется тем, что часть производителей сами перестали поставлять некоторые модели без допов. Эти факторы оказывают сдерживающие влияние на спрос и, по всей видимости, значимых улучшений стоит ожидать только ко второй половине 2022 г., делают вывод авторы исследования.
А вот аналитическое агентство «АВТОСТАТ» в конце 2021 г. опросило специалистов авторынка на предмет их ожиданий от 2022 г. Приводим некоторые мнения в сокращенном виде.
Денис Мигаль, генеральный директор сети автосалонов, Fresh Auto:
— Скорее всего, в 2022 г. продажи новых автомобилей продолжат демонстрировать отрицательную динамику. Факторами, влияющими на это, останутся все тот же дефицит новых автомобилей и рост их стоимости из-за индексации утилизационного сбора и отмены экспортных пошлин на сталь. В условиях повышенного спроса и дефицита транспортных средств автоконцерны стремятся компенсировать свои издержки от урезанного количества проданных машин.
<…> Реализация у дилеров может сократиться на 3% в новом году... На мой взгляд, в наилучшем положении в наступающем году окажутся китайские бренды, так как, несмотря на дефицит компонентов для оснащения автомобилей электроникой, их продажи растут. Кроме того, автопроизводители КНР удачно выбрали кузов для выпуска своих моделей — внедорожники предпочитают более 50% россиян.
Сергей Новосельский, директор по маркетингу и цифровым продуктам, инвестиционная компания «Икс 2» (владеет Автохолдингом «РРТ»):
— Я думаю, что мы увидим снижение рынка с примерно 1,6 млн новых автомобилей в 2021 г. до уровня 1,4—1,45 млн новых автомобилей в 2022-м. Реальные доходы населения пока не то что не растут, они снижаются. При этом стоимость автомобилей в 2021 г. уже выросла на 18—24%. А в начале 2022-го автомобили будут снова дорожать. Поэтому пока я не вижу ни одного фактора, способного положительно повлиять на рынок. Если говорить о дефиците, я допускаю, что его влияние на ценообразование будет постепенно снижаться. Уже сейчас клиенты перестают переплачивать за автомобили в таких масштабах, поэтому сам по себе дефицит может перестать быть фактором, так драматично влияющим на стоимость. С точки зрения поставок, я думаю, что в условиях дефицита нам еще жить до III—IV квартала 2022 г.
<…> Что касается цен, я думаю, мы увидим подорожание в пределах 8—10%, причем это может произойти уже в первой половине года. Часть производителей скорректирует цены в январе—феврале, а часть — например, японские бренды — дождутся окончания финансового года (31 марта) и проведут корректировки цен в апреле—мае 2022-го. Если никаких глобальных перемен не произойдет за вторую половину 2022 г., то цены затормозятся на обозначенном уровне – +8—10% к ценам 2021 г.
Владимир Мирошников, директор по развитию, компания «РОЛЬФ»:
— Мы исходим из базового прогноза, что рынок новых автомобилей в 2022 г. повторит результаты 2021 г. или превзойдет их не более чем на 5%. При этом основным фактором, который будет определять объем рынка, остается доступность товарных автомобилей. Спрос на новые автомобили по-прежнему высок. Его поддерживают ожидания дальнейшего роста цен и неопределенность ситуации.
Мы видели, что в течение всего 2021 г. цены на автомобили постепенно повышались, и по итогам года их рост превысит 20%. Трудно делать прогнозы, насколько цены вырастут в 2022 г., поскольку на их динамику может влиять целый комплекс факторов. В частности, цены может подталкивать вверх сильная инфляция, рост стоимости сырья и компонентов, а также рост стоимости логистики. Представляется вероятным, что постепенный рост цен, который мы наблюдали в 2021 г., продолжится и в течение всего 2022 г.
Андрей Ольховский, генеральный директор, ГК АВТОDOM:
— Сегодня мы слышим заявления автопроизводителей о том, что ситуация на авторынке будет сложная только в первые три месяца 2022 г., а далее поставки и продажи восстановятся. Но мы понимаем, что за три месяца ситуация кардинально не изменится. Нужно смотреть в будущее чуть дальше, чем те прогнозы, которые мы получаем от наших партнеров.
Вряд ли кто-то из участников рынка может сейчас предсказать будущее, но совокупность событий, которые мы наблюдаем, дает основание прогнозировать ухудшение ситуации с поставками автомобилей. Летом 2021 г. нам казалось, что логистические цепочки начинают восстанавливаться и мы сможем уравновесить спрос и предложение в начале 2022 г. Но теперь ситуация находится совсем в другой крайности. Даже те возможности, которые были летом, уже недоступны как по количеству автомобилей, так и по доступным опциям. По моим наблюдениям, видна еще большая разбалансировка в авторитейле, начиная с производства комплектующих и заканчивая передачей автомобилей клиентам.
Александр Шапринский, директор по развитию, ГК «Прагматика», заместитель председателя, Международная Ассоциация Дилеров LADA (МАД):
— По моим прогнозам, 2022 г. по объемам будет закрыт на уровне 2021 г. — порядка 1,6 млн новых автомобилей. Основными факторами, определяющими рынок, будут наличие комплектующих и бесперебойная работа заводов как на внутреннем, так и на внешнем рынке — от этого будет зависеть, насколько дилеры будут снабжены автомобилями. При этом важно, чтобы дилеры знали свою стабильность в поставке автомобилей — хотя бы в прогнозе квартала. По многим маркам и моделям есть проблемы с комплектующими, и по ним неизвестна возможность производства и наполняемость складом дилеров. В наиболее благоприятном положении в 2022 г. будут китайские бренды, так как, по прогнозам, именно они могут быстро организовать производство электронных изделий для автомобильной отрасли.
Российский авторынок может вернуться к росту только при наличии поставок, соответствующих спросу. А в массовых брендах для того, чтобы вернуться к прежним показателям, также нужна господдержка на кредит. Новые автомобили в 2022 г., по нашим прогнозам, подорожают примерно на 10% при благоприятном развитии событий (нормализации поставок и др.), если же ситуация на рынке будет усугубляться, мы можем увидеть аналогичную ситуацию, как в 2021 г.