Итоги года: внешнеэкономическая деятельность России в условиях пандемии

| новости | печать

Что нового произошло в этой сфере, каких изменений ждать в 2022 г.

Обзор внешнеэкономической деятельности России для «ЭЖ» подготовила Анна Фомичева, сооснователь мультисервисной SAAS-платформы Digital VED.

Согласно отчету Минэкономразвития по ключевым изменениям первого полугодия 2021 г., динамика российского товарооборота была положительной – он увеличился на 28,8% по сравнению с 2020 г. Географическая структура экспорта претерпела некоторые изменения, ввиду пандемии по некоторым направлениям, в частности EC и СНГ, произошло сокращение объемов поставок.

При этом существенно вырос удельный вес Азии в структуре российского экспорта. Увеличилась диверсификация вывозимых продуктов, положительным моментом, свидетельствующим о росте российской экономики, является снижение сырьевого и энергетического экспорта до 38,1%, в то время как доля несырьевых, неэнергетических товаров составила 39,5%.

Доля импорта выросла по сравнению с 2020 г. на 29%. Смотря на эти цифры, можно подумать, что все хорошо, однако статистика не отражает того, что переживает каждый участник ВЭД в реальности. 2021 г. не завершил логистический кризис, начавшийся вместе с пандемией из-за дефицита порожних контейнеров, напротив, к уже существующим проблемам добавились новые.

Не смогли преодолеть транспортный коллапс

Внешнеэкономическая деятельность России в 2021 г. продолжила существовать в условиях пандемии, что, несомненно накладывает серьезный отпечаток на все сферы деятельности, во-первых стремительно начавшийся рост цен на международную перевозку, вопреки надеждам участников рынка не только не остановился, но и продолжил идти вверх, так на конец 2021 г. цена на доставку контейнера из Азии в среднем выросла в 10 раз по сравнению с 2019 г.

Во-вторых, неоправдавшиеся надежды на окончание пандемии сыграли злую шутку с участниками ВЭД, создав транспортный коллапс в ключевых логистических пунктах пропуска РФ. Порты Владивостока работают в условиях тотального перегруза, не исключение и железнодорожные станции. Особенности логистических маршрутов страны как снежный ком создают проблему за проблемой, из-за того, что у нас «все дороги ведут в Рим», Московские железнодорожные терминалы тоже забиты под завязку.

Ситуацию усугубляет массовые скопления беженцев на белорусско-польской границе, таким образом Владивосток и Москва лишились оттока транзитных европейских товаров, которые вынуждены больше времени находиться на контейнерных площадках. 

Диспетчеризация

Сюрпризом для участников ВЭД стало внезапное внедрение ФТС России системы автоматического распределения деклараций по центрам электронного декларирования согласно типу транспорта, особенностям товаров и регистрации юридического лица, при этом декларанты оказались в условиях неравнозначной конкуренции, так в случае, если поставка шла через Владивосток и прибыла в Москву, где и зарегистрировано юрлицо, то декларации автоматически будут уходить в Приморье, о разнице во времени конечно же никто не подумал.

В итоге вместо полноценного рабочего дня у декларантов, работающих по московскому времени, есть время до 13:30 на подачу деклараций на товары, после этого часа приходит отказ в регистрации в связи с нерабочим временем таможенного поста. Следовательно, увеличилась и средняя продолжительность таможенной очистки, что несомненно привело к дополнительным расходам участников ВЭД.

Прогноз на 2022 г.

В текущих реалиях ожидать, что 2022 г. станет спасительным, не приходится, с большой долей вероятности ситуация не изменится к лучшему как минимум до окончания пандемии, а как максимум до повышения уровня логистической инфраструктуры Дальнего Востока. Стоит отметить, что на сегодня в планах Правительства постройка моста, соединяющего Сахалин и основной материк, пока это только проект и не стоит надеяться, на его скорейшее воплощение, но в целом мысль интересная. Сообщение с материком могло бы не только решить внутренние проблемы Сахалина, но и наладить транспортное сообщение с Японией, а также существенно улучшить уровень инфраструктуры региона.

Продолжит развитие система прослеживаемости товаров. Предполагаем, что будут не только появляться новые товарные группы, подлежащие обязательной маркировке, но и совершенствоваться механизмы контроля за соблюдением данного требования. Напомним, что главная задача Министерства промышленности и торговли – это тотальная прослеживаемость всех товарных групп к 2024 г.

В целом вполне реальна перспектива роста цифровизации всех сфер ВЭД. Переход в облачный формат работы – это уже не эксперимент, а осознанная необходимость в условиях непрекращающегося роста цен на все, что связано с перевозками, иного пути оптимизации для участников рынка сегодня просто не существует.