Это решение позволит снизить стоимость и повысить доступность социально значимых товаров, полагают в ведомстве.
В 2021 г. в ходе ряда совещаний ФАС предложила ретейлерам проработать механизмы ответственного ценообразования, направленные на добровольное взятие на себя обязательств по снижению цен на социально значимые продовольственные товары. В частности, крупнейшим торговым сетям было рекомендовано ограничить наценки на отдельные позиции внутри каждой из категорий таких товаров и обеспечить их наличие в торговых объектах в достаточном объеме.
По результатам проведенных совещаний три ретейлера направили в службу свои предложения о товарных позициях, по которым каждый из них готов ограничить торговые наценки. АО «Тандер» (торговые сети «Магнит» и «Дикси») и Х5 Retail Group (торговые сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель, «Чижик») готовы ограничить максимальный уровень наценок десятью процентами, а торговая сеть «Бристоль» – десятью – пятнадцатью процентами. Наценки ниже предельного уровня сохранятся и не будут увеличиваться.
Решение об ограничении торговых наценок положительно оценили в Молочном союзе. Отраслевое объединение неоднократно поднимало проблему ценовой политики розничных сетей. По его данным, в отпускных ценах сетевых магазинов огромный вес занимает наценка, которая достигает от 50 до 150%. В то же время увеличение отпускных цен производителей из-за роста себестоимости производства даже на 8-10% встречает со стороны сетей сопротивление, которое приходится преодолевать.
По предварительным данным Росстата, потребительская инфляция по итогам 2021 г. составила 8,39% г/г. В помесячном выражении в декабре рост цен замедлился до 0,82% м/м (после 0,96% м/м в ноябре). Продовольственная инфляция в декабре составила 1,36% м/м (1,27% м/м в ноябре), с исключением сезонного фактора – 0,66% м/м SA после 0,85% м/м SA месяцем ранее.