Впрочем, эксперты этим не обольщаются — достигнут позитив за счет очень низкой сравнительной базы всего лишь II квартала 2020 г. Словом, локдаун помог.
По данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, в декабре минувшего года продажи легковых и легких коммерческих автомобилей в России сократились в годовом измерении на 19,9%, или на 33 196 единиц. Всего в последний месяц 2021 г. реализовано 133 470 таких авто. Отметим, что декабрь стал шестым месяцем подряд снижения авторынка.
Однако запас прочности его годовой динамики за 11 месяцев 2021 г. (+6,9%) оставлял крепкие надежды на удержание позитивного результата по итогам всего года, и они оправдались. По сравнению с 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в ушедшем году увеличились на 4,3%, или на 67 955 штук, составив 1 666 780 единиц.
Среди них:
· коммерческие автомобили — 130 691 штук, или +7,8%;
· внедорожники — 788 278 штук, +47,3%;
· пикапы — 10 014 штук, +0,6%;
· электромобили — 1001 штука.
Но вот как комментирует итоги 2021 г. д-р Томас Штэрцель, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ: «Рынок новых легковых и легких коммерческих автомобилей в 2021 г. продемонстрировал рост 4,3% по сравнению с 2020 г. Всего было продано 1 666 780 легковых и легких коммерческих автомобилей. Тем не менее, положительные показатели 2021 г. обусловлены динамикой роста только II квартала 2021 г. по сравнению с аналогичным периодом 2020 г., на который оказал сильное влияние локдаун.
Негативная тенденция последних двух кварталов 2021 завершилась огромным снижением на 19,9% в декабре, когда было продано всего 133 470 автомобилей. Все это — результат негативного влияния на рынок глобальных факторов, таких как дефицит электронных компонентов, проблемы с логистикой, разрыв цепочек поставок, рост стоимости материалов и т.д. Признаков скорого улучшения ситуации не наблюдается. С 2015 г. российский автомобильный рынок остается достаточно стабильным и находится в диапазоне от 1,4 до 1,8 млн автомобилей.
Исходя из того, что все негативные факторы не будут устранены в течение основной части 2022 г., Комитет считает, что автомобильный рынок не претерпит значительных изменений, и прогнозирует рост продаж на 3,3% при общем объеме продаж легковых и легких коммерческих автомобилей в 1 722 000 единиц.
Желаем всем нашим клиентам, журналистам, участникам рынка и партнерам успехов и здоровья в Новом 2022 г.!».
Сугубо ради точности все же добавим, что толику в позитивный итог внес еще и февраль 2021 г., когда авторынок вдруг показал символический рост год к году на 0,8%.
В свою очередь эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ», ознакомившись с итоговыми данными Комитета автопроизводителей АЕБ, отмечают, что лидерство на российском авторынке сохранила марка LADA, чьи продажи в прошлом году увеличились на 2% и составили 350 714 автомобилей. Второе место по объему продаж сохраняет Kia — реализация 205 801 машины (+2%) обеспечила корейской марке лидерство на рынке иномарок. Третью строчку занимает Hyundai с показателем 167 331 проданный автомобиль, что на 3% выше показателя годичной давности.
Далее следует Renault — автомобили этой марки выбрали 131 552 покупателя (+2%). Замыкает пятерку лидеров на этот раз Toyota, чьи продажи увеличились на 7% и составили 97 941 машину. В ТОП-10 самых продаваемых марок по итогам 2021 г. также вошли Skoda (90 443 штуки, –4%), Volkswagen (86 108, –14%), ГАЗ (56 468, +10%), Nissan (51 338, –9%) и BMW (46 802 штуки, +10%).
Также аналитики агентства «АВТОСТАТ», исходя из данных АЕБ, констатируют, что самой продаваемой моделью в России по итогам 2021 г. стала LADA Vesta, реализация которой увеличилась на 6% и составила 113 698 автомобилей. Второе место заняла LADA Granta с показателем 111 430 машин, что на 12% меньше по сравнению с 2020 г. Третий результат показала Kia Rio — 82 941 проданный автомобиль (–6%). Лидером среди моделей SUV остается Hyundai Creta, разошедшаяся тиражом в 68 081 экземпляр (–7%). Далее идет седан Hyundai Solaris, чьи продажи увеличились на 24% до 61 061 единицы.
Внедорожники семейства LADA Niva выбрали 51 242 покупателя — на 28% больше, чем годом ранее. Реализация лифтбеков Volkswagen Polo и Skoda Rapid второго поколения составила 46 887 (–20%) и 41 680 автомобилей (+59%) соответственно. Кроссовер Renault Duster был продан в количестве 41 471 экземпляр, что на 31% выше показателя годичной давности. Замыкает ТОП-10 самых популярных моделей в России на этот раз универсал LADA Largus с показателем 39 541 реализованная машина (+7%), подводят итог эксперты агентства.