Но их было все равно меньше, чем в доковидном 2019 г., констатируют эксперты.
В итоговом за 2021 г. аналитическом обзоре ученые Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) информируют, что в ушедшем году количество корпоративных банкротств оказалось на 3,4% выше, чем было по итогам 2020 г., но по-прежнему остается на более низком уровне относительно допандемийного 2019 г. (–16,0%). Причем, отмечают они, число банкротств пока полноценно не вернулось к докоронакризисным значениям в большинстве анализируемых в мониторинге отраслей, но в IV квартале 2021 г. повышательное движение в сторону уровней 2019 г. в ряде отраслей все-таки интенсифицировалось.
По мнению авторов обзора, основным фактором низкой интенсивности банкротств можно считать мощнейший рост доходов компаний (январь — сентябрь 2021 г. по экономике в целом — +180% к уровню 2020 г. и +58% к уровню 2019 г.).
По итогам 2021 г. в экономике России количество банкротств имело заметную отраслевую дифференциацию:
- в машиностроительном комплексе и транспорте совокупное количество юрлиц-банкротов по итогам года увеличилось на 12,7 и 18,0% соответственно относительно 2020 г.;
- также рост числа банкротов по результатам 2021 г. относительно 2020 г. эксперты ЦМАКП зафиксировали в строительстве (+9,5%), торговле (+1,0%), электроэнергетике (+2,6%) и обрабатывающей промышленности в целом (+5,8%);
- снижение к 2020 г. совокупного количества банкротов отмечено ими в секторе коммерческих услуг (–1,4%), сельском хозяйстве (–3,5%) и пищевой промышленности (–8,5%);
- в металлургии по итогам 2021 г. интенсивность банкротств, по оценке ученых ЦМАКП, имела весьма нейтральный характер (+0,6% к 2020 г.).
В списке 25 крупнейших по выручке юрлиц-банкротов за IV квартал 2021 г. десять представителей сектора торговли. При этом в данном списке 11 компаний из Москвы и Московской области.
В 42 субъектах РФ число юрлиц-банкротов по итогам 2021 г. оказалось больше, чем было по итогам 2020 г., но только в 19 субъектах интенсивность банкротств превысила соответствующий уровень докризисного 2019 г.
В условиях отмены моратория по итогам 2021 г. активного роста числа банкротств не зафиксировано. Ранее аналитики ЦМАКП отмечали, что среди основных причин такого положения дел можно выделить следующие:
- во-первых, существенная часть предбанкротных компаний имела возможность воспользоваться разработанным механизмом судебной рассрочки, в рамках которого компании из наиболее пострадавших отраслей (список ФНС) в случае существенного падения выручки могли утвердить план реструктуризации в суде на несколько лет (даже если не договорились с кредиторами);
- во-вторых, принимая во внимание весьма низкую эффективность банкротств (долю удовлетворенных требований кредиторов, по данным ФНС), в условиях коронакризисного шока между кредиторами и «защищенными мораторием» должниками могло иметь место досудебное урегулирование споров (отсрочки или реструктуризация выплат);
- в-третьих, комплекс антикризисных мер, принятых в условиях повышенной неопределенности 2020 г., позволил так или иначе сдержать волну банкротств (число корпоративных банкротств в экономике по итогам года оказалось на 19% ниже, чем было зафиксировано в 2019 г.).
Дополнительно авторы обзора отмечают, что в первые месяцы после снятия моратория динамика числа сообщений кредиторов о намерении обратиться в суд с заявлением о банкротстве юридических лиц не указывала на чрезмерно активные действия кредиторов по использованию данной процедуры.