Аналитики отмечают, что больше их было только в 2013 г. и объясняют причины несостоявшегося рекорда.
Национальное бюро кредитных историй (НБКИ) информирует, что согласно данным 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, по итогам 2021 г. было выдано 1006,6 тыс. автокредитов как на новые автомобили, так и с пробегом, или на 11,1% больше по сравнению с 2020 г. (906,4 тыс. единиц).
Аналитики НБКИ констатируют, что количество выданных в 2021 г кредитов на покупку автомобилей стало вторым за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования. Больше автокредитов было предоставлено банками только в 2013 г. — 1108,8 тыс. единиц. При этом НБКИ напоминает, что во второй половине минувшего года в автокредитовании наметился некоторый спад — число выданных автокредитов снижалось четыре месяц подряд (с сентября по декабрь 2021 г.).
В 2021 г. самое большое количество выданных автокредитов в регионах РФ эксперты бюро отмечают в Москве (83,3 тыс. единиц), Московской области (64,2 тыс.), Санкт-Петербурге (59,0 тыс.), а также в Краснодарском крае (47,0 тыс.) и Республике Татарстан (44,5 тыс.). Сильнее всего выдача автокредитов в 2021 г. среди 30 регионов — лидеров по данному показателю в сравнении с 2020 г. выросла в Краснодарском крае (+42,9%), Иркутской области (+40,3%), Красноярском (+32,0%) и Ставропольском (+31,0%) краях, а также в Московской области (+24,5%).
В то же время в ряде регионов выдача, напротив, снизилась, в том числе, в Кемеровской (–19,6%) и Самарской (–4,5%) областях, а также в республиках Татарстан (–3,5%) и Башкортостан (–0,7%). В Москве и Санкт-Петербурге количество выданных кредитов на покупку автомашин в 2021 г. увеличилось на 23,1 и 15,0% соответственно.
Эксперты НБКИ отмечают, что спрос на автокредиты в 2021 г. серьезно вырос по сравнению с 2020 г. В минувшем году граждане подали 7,46 млн заявок на такой кредит. Это на 29,2% больше, чем в предшествовавшем году (в 2020 г. — 5,77 млн заявок). Что касается среднего уровня одобрения заявок на автокредиты, то в 2021 г. он составил 37,3%, снизившись на 0,7 п.п. по сравнению с 2020 г. (38,0%). При этом в течение практически всего 2021 г. уровень одобрения заявок на автокредиты снижался — если в январе прошлого года банки одобряли 43,7% всех заявок на автокредиты, то в декабре — только 33,1%.
В 2021 г. доля автокредитов с просроченной задолженностью свыше 30 дней от общего количества действующих кредитов данного типа постоянно снижалась. В декабре минувшего года она составила 6,5%, сократившись за год на 1,2 п.п. (в декабре 2020 г. — 7,7%).
Также эксперты НБКИ отмечают, что, согласно исследованию аналитического агентства «АВТОСТАТ» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), объем рынка новых легковых автомобилей в 2021 г. вырос в годовом измерении на 2,8% и составил 1501,4 тыс. единиц (в 2020 г. — 1461,0 тыс.).
«В целом, в прошлом году и спрос на автокредиты, и их выдача были на довольно высоком уровне. При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение выдачи автокредитов при одновременном снижении доли одобрений по заявкам на них и росте среднего чека по автокредитам. Это было обусловлено продолжающимся дефицитом новых автомобилей, окончанием еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политикой банков, — поясняет директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков. — Вместе с тем, бурно развивается кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором как для сегмента автокредитования, так и для всей автомобильной отрасли».
Эксперт вновь обращает внимание, что для сегмента автокредитов все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия.
Исполнительный директор агентства «АВТОСТАТ» Сергей Удалов добавляет: «В 2021 г. и покупки автомобилей, и выдачи автокредитов продемонстрировали рост по отношению к показателям 2020 г. При этом авторынок вернулся к росту после двух лет падения.
Более того, если бы не те проблемы, с которыми он столкнулся в прошлом году (глобальный дефицит полупроводников и последовавший резкий рост цен), авторынок вырос бы не на 3%, а заметно сильнее. Тогда и кредитов на покупку автомобилей могло быть выдано больше, чем оказалось по факту. Что касается выданных автокредитов, то их количество увеличилось в основном за счет автомобилей с пробегом. В то же время дилеры были заинтересованы в том, чтобы продавать больше машин в кредит для увеличения своих доходов. Из-за этого выросло количество досрочных погашений».