Министр иностранных дел Сергей Лавров заявил, что Москва стремится сокращать зависимость от доллара. Выступая на парламентском часе в Госдуме, глава внешнеполитического ведомства сообщил, что Россия уменьшает свои валютные резервы в долларах.
При этом, по словам Лаврова, власти США «нам в этом активно помогают».
«Американцы делают почти все возможное, чтобы подорвать доверие к этой валюте и сделать ее рискованной вообще для международных расчетов, не только для России — любой другой страны мира» — отметил глава МИД.
В свою очередь замглавы Совбеза Дмитрий Медведев не исключает, что в случае запрета операций в долларах, Россия может перейти на платежи в евро или китайских юанях.
Многие эксперты отмечают, что вложение в доллары становится все более опасным, поскольку США проводят агрессивную внешнюю политику, угрожая новыми санкциями. В частности, Вашингтон может использовать такие рычаги давления, как заморозку вкладов или отключение от SWIFT.
План дедолларизации российской экономики был внесен в правительство еще в 2018 году, тогда поводом также послужило возможное расширение санкций. Россия снижает инвестиции в американские государственные ценные бумаги с весны 2018 года. В апреле 2018 года уровень вложений России в американские госбумаги снизился с 96 млрд до 48,7 млрд долл., в мае — до 14,9 млрд долл.. Весной 2021 года инвестиции снизились до 3,805 млрд долл.
В 2021 году Россия поменяла валютную структуру средств Фонда национального благосостояния, включив в нее японскую йену и китайский юань. При этом доля долларов США и евро снизилась с 45% до 35%, доля фунта стерлингов осталась на уровне 10%.
Дедолларизация как общий тренд
Стоит признать, что курс на дедолларизацию — общемировая тенденция, которая наблюдается во многих странах на протяжении последних лет. В последнее время все больше государств предпочитают расчеты в национальных валютах.
Стараются заменить доллар во внешней торговле другими валютами и российские партнеры по БРИКС. Например, доля доллара в расчетах Индии с Китаем в 2020 году сократилась с 73% до 49% процентов, а расчеты в национальных валютах выросли.