Эксперты «АльфаСтрахование» проанализировали обращения по страховым случаям с банковскими картами и выяснили, что в 2021 г. 92% обращений пришлись на случаи несанкционированного доступа к счету. Больше половины из них были связаны с обманом телефонных мошенников, причем год от года доля таких случаев продолжает расти. Чаще всего жертвами так называемого телефонного фишинга становились женщины средних лет, а также пожилые люди.
Для сравнения в доковидный 2019 г. доля заявлений об ущербе в связи с несанкционированным доступом к счету составляла 86%, и 50% таких заявлений поступило от жертв телефонного мошенничества.
В то же время число обращений из-за повреждений банковских карт и грабежей, наоборот, в 2021 г. сократилось — до 6% и 2% соответственно. В 2019 г. доля повреждений составляла 8%, а случаи грабежа — 6% от общего числа заявлений.
«В связи с пандемией многим работникам пришлось перейти на удаленку, телефонная связь и мессенджеры заменили людям живое общение. В связи с этим активизировались именно телефонные и интернет–мошенники, создающие новые и более изощренные способы обмана», — поясняет Татьяна Ходеева, руководитель управления страхования имущества физлиц «АльфаСтрахование».
Как правило, телефонные мошенники представляются банковскими сотрудниками (службой безопасности или службой финансового мониторинга), сообщают о подозрительной активности и предлагают продиктовать данные карты, чтобы банк принял меры по защите средств.
По словам Татьяны Ходеевой, при звонках от мошенников могут отображаться номера как бы банковских телефонов, очень похожие на реальные. Главное — не сообщать третьим лицам и банковским сотрудникам данные карты, а также не подтверждать какие-либо операции во время звонка. Помимо этого дополнительной защитой от сбережений и возмещения потенциального убытка может стать полис страхования банковских карт.