Эксперты также отмечают, что рост расходов россиян замедлился в силу эффекта базы.
Аналитики лаборатории СберИндекс (www.sberindex.ru) провели еженедельную оперативную оценку динамики потребительских расходов на товары и услуги в России за период 24 — 30 января 2022 г., которая показала их рост в годовом измерении на 11,3%.Большую часть замедления относительно предшествующей недели авторы замера связывают с эффектом базы, который вычел 2,7 п.п. Однако еще около 1,5 п.п. потерь совокупного спроса они относят на сокращение потребления услуг.
В сервисном секторе экономики траты снизились за неделю на 6,1%.
В категории «Кафе, бары, рестораны» темпы прироста упали до 3,8% в годовом выражении, что, отмечают аналитики СберИндекса, заметно ниже инфляции и существенно ниже трендовых уровней (+15,5% год к году).
В категории «Салоны красоты, массаж, SPA» падают даже номинальные расходы (–1,5% в годовом сопоставлении против +12,2% соответственно еще неделю назад).
С высокой вероятностью авторы исследования полагают, что сокращение трат в сервисном секторе экономике является следствием заболеваемости коронавирусом. По их словам, происходящее выглядит как мягкий, «естественный» локдаун.
Продолжили быстро расти расходы в сегменте «Лекарства и медицинские товары» и за неделю увеличились еще на 15%, до +35,2% год к году.
Подтверждает аналитикам СберИндекса некоторое охлаждение покупательских настроений и динамика индекса потребительской активности (65,9 п. против 69 п. неделей ранее).
По их предварительной оценке, результат всего января по совокупному объему расходов россиян на товары и услуги составит +14,4% год к году, а упомянутый ими ранее эффект базы продолжит давить на номинальный показатель, так как именно с конца января 2021 г. началось быстрое ускорение экономики.