Притом, отмечают эксперты, произошло это на фоне дефицита новых автомобилей, завершения еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования и усиления консервативной кредитной политики банков.
По информации Национального бюро кредитных историй (НБКИ) от 4 тыс. кредиторов, передающих ему сведения, по итогам 2021 г. на новые автомобили и с пробегом было выдано автокредитов на общую сумму 1119,4 млрд руб., или на 45,6% больше по сравнению с предыдущим годом (в 2020 г. — 768,8 млрд. руб.). При этом, отмечают эксперты НБКИ, объем выданных в 2021 г. кредитов на покупку автомобилей стал рекордным за всю историю наблюдений за сегментом автокредитования.
Самый большой объем выданных автокредитов в российских регионах в 2021 г. авторы исследования отмечают в Москве (138,6 млрд руб.), Московской области (88,6 млрд руб.), Санкт-Петербурге (77,4 млрд руб.), а также в Краснодарском крае (57,0 млрд руб.) и Республике Татарстан (43,7 млрд руб.). В то же время сильнее всего объем выданных автокредитов в 2021 г. среди 30 регионов — лидеров по количеству выданных автокредитов по сравнению с 2020 г. вырос в Краснодарском (+82,1%) и Ставропольском (+69,0%) краях, Иркутской области (+68,1%), Красноярском крае (+64,7%), а также в Московской области (+61,5%). В Москве и Санкт-Петербурге объем выданных кредитов на покупку автомашин в 2021 г. увеличился на 57,4 и 46,6% соответственно.
«В целом, в прошлом году выдача автокредитов была на довольно высоком уровне. При этом во второй половине года было отмечено некоторое сокращение количества выданных автокредитов при одновременном росте среднего чека по ним, что, в итоге, привело к рекордным значениям годового объема выданных автокредитов. Такая ситуация сложилась на фоне продолжающегося дефицита новых автомобилей, окончания еще в первой половине года госпрограммы льготного автокредитования, а также все более консервативной кредитной политики банков. Вместе с тем, серьезное развитие получило кредитование на рынке подержанных автомобилей, что, в целом, можно считать положительным фактором для рынка автокредитов», — отмечает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Он также напоминает, что для сегмента автокредитов (на приобретение как новых, так и подержанных авто) все большую роль играет Персональный кредитный рейтинг (ПКР), от уровня которого напрямую зависит решение о выдаче автокредита и его условия.
Стоит отметить, что, согласно графическим данным НБКИ с 2015 г., по итогам каждого года обновлялся рекорд по объему выданных автокредитов. Отличие 2021 г. в том, что он показал отличительный темп роста суммы автокредитования (до этого среднегодовой прирост составил 37,33%), и в том, что она преодолела очередной знаковый рубеж — 1 трлн руб.