Специалисты Банка России, которые приводят данные за январь, связывают это с ростом премии за риск и пересмотром участниками рынка ожиданий по дальнейшему изменению ключевой ставки.
В очередном выпуске комментария «Ликвидность банковского сектора и финансовые рынки» они констатируют, что средний спред ставки RUONIA к ключевой ставке Банка России сузился до –27 б.п. (в декабрьском периоде усреднения (ПУ) — –29 б.п., за 2021 г. — –15 б.п.).
В январе отток по бюджетным операциям привел к снижению структурного профицита ликвидности.
Ситуация с валютной ликвидностью оставалась относительно спокойной. Спред между ставками в сегментах «валютный своп» и RUONIA (базис) в течение большей части январского ПУ оставался стабильным, однако к его концу расширился до –78 б.п., что, по мнению авторов комментария, отчасти могло быть связано с частичным восстановлением нерезидентами длинных позиций по рублю на рынке валютных свопов.
В январе рост доходностей на денежном и долговом рынках эксперты ЦБ связывают с пересмотром участниками рынка ожиданий по дальнейшему ужесточению денежно-кредитной политики Банка России и повышению проинфляционных рисков, а также с ростом премии за риск в кривых доходности из-за усиления геополитической напряженности.
В декабре население продолжало наращивать остатки на банковских счетах. По итогам месяца наблюдался характерный для предновогоднего периода приток средств на текущие счета. Однако аналитики регулятора отмечают, что в декабре 2021 г. вклад текущих счетов в прирост рублевых средств населения в банках был существенно ниже, чем в предыдущие годы. Рост депозитных ставок ускорился в условиях ужесточения денежно-кредитной политики, а также поддержания Банком России жесткой риторики в отношении решений по ключевой ставке.
В IV квартале 2021 г. рост кредитных ставок способствовал ужесточению условий кредитования для всех основных категорий заемщиков.
Продолжающееся восстановление экономической активности в сочетании с опасениями дальнейшего роста кредитных ставок стимулировало наращивание корпоративного кредитования в декабре. Выдачи ипотечных кредитов в декабре обновили исторический максимум, а в сегменте необеспеченного потребительского кредитования активность, напротив, сезонно снизилась, в том числе за счет введенных с июля и октября сдерживающих макропруденциальных мер.
Прирост денежного предложения в декабре обеспечивался преимущественно увеличением банковского кредитования. Годовой прирост широкой денежной массы в декабре составил 11,3% против 11% в ноябре. Рост денежной массы обеспечивали в основном рублевые депозиты, говорится в комментарии регулятора.