Казалось бы, парадоксальному наблюдению эксперты дают простое объяснение.
Исследовательский холдинг «Ромир» в рамках изучения потребительского поведения россиян рассчитал индекс среднего чека (индекс среднего значения общих покупок и индекс покупок товаров повседневного спроса — FMCG-товаров) за первый месяц 2022 г. и проанализировал годовую динамику показателя.
Подсчеты показали, что индекс среднего чека россиянина в январе 2022 г. сократился на 7,9% (на 55 руб.) по сравнению с предшествующим месяцем и составил 649 руб. В годовой динамике индекс вырос на 5,7% (на 35 руб.), что, отмечают авторы исследования, существенно ниже инфляции.
Средний чек FMCG-покупок в январе составил 658 руб. — это на 70 руб. (на 9,7%) меньше, чем в декабре 2021. За год показатель вырос на 44 руб., или на 7,2%.
Самое резкое сокращение среднего чека аналитики «Ромира» отмечают в Центральном федеральном округе — на 10,7% меньше, чем в декабре 2021 г. Меньше, чем в других регионах, средний чек снизился в Сибирском федеральном округе — на 7,1%.
«Снижение среднего чека после новогодних праздников традиционно. Но интересно, что в годовой динамике рост индекса существенно ниже инфляции — это обусловлено увеличением частоты посещения торговых точек. Влияние этого тренда особенно заметно в крупных городах», — отмечает Инна Караева, исполнительный директор холдинга «Ромир».
Вероятно, раньше из опасений заразиться ковидом люди старались за одно посещение магазина запастись большим количеством товаров, чтобы реже бывать в торговых точках, теперь же прежний набор покупок мы разбиваем на несколько заходов в магазины, соответственно, и расходы разбиваются на несколько чеков. Что интересно, заболеваемость по сравнению с уровнем годичной давности подскочила в разы.