Участники лесной отрасли говорят о том, что запрет на экспорт необработанной древесины не остановит роста цен пиломатериалы, и просят поддержки у государства.
С 1 января 2022 г. в России введен запрет на вывоз необработанного круглого леса. Власти рассчитывают, что ограничения на экспорт позволят переработать в РФ дополнительно до 6 млн кубометров хвойной древесины и снизят цены на нее. Однако, по мнению экспертов, удорожание пиломатериалов, которое в прошлом году составило 20-30%, продолжится и в этом году.
«Введенный запрет на экспорт необработанной древесины не поможет снизить стоимость сырья на внутреннем рынке, как ошибочно думают многие. Это еще могло бы быть актуально для Дальнего Востока, но не для Центральной части России», – сообщил «ЭЖ» совладелец компании FiNEX, крупнейшего производителя напольных деревянных покрытий, Иван Мелехов. По его словам, существуют ряд причин, которые напрямую влияют на цены.
Например, с 1 января текущего года вступили в силу требования к размещению и характеристикам складов древесины. Лесозаготовители и лесопереработчики несут дополнительные затраты на мероприятия по огораживанию территории и оборудованию складов хранения древесины средствами видеофиксации.
Основной же проблемой сейчас является ажиотажный спрос на рынке сырья, вызванный сбоем в цепочках поставок в связи с распространением коронавирусной инфекции в России и в мире, что привело к отложенному резкому спросу со стороны потребителей сырья. Также, в постковидный период, в условиях отсутствия значительного количества предложений со стороны производителей, выросла стоимость сырья для отделочных материалов. В свою очередь, продавцы повысили цены с целью получения максимальной выгоды.
По данным FiNEX, затраты на сырье в себестоимости фанеры, древесно-стружечных (ДСП) и древесноволокнистых плит (ДВП), целлюлозы, бумаги и картона, шпонов превысили 40%. Еще одной причиной роста цен, по оценке специалистов, является отсутствие контроля и надзора за лесными рантье, которые в свое время получили договоры аренды лесных участков (в конце 90-х, начале 2000-х годов), не осуществляющих собственную переработку древесины и занимающихся перепродажей древесины на корню.
Государство принимает меры по стимулированию глубокой переработки древесины и выпуска готовой конечной продукции для населения, но они пока работают плохо. Например, в конце 2017 г. был принят важный закон (Федеральный закон от 29.12.2017 No 471-ФЗ) о доступе к сырью действующих лесопромышленных предприятий, которые не в полной мере обеспечены древесиной, с целью загрузки действующих мощностей и увеличения производства продукции с высокой добавленной стоимостью, создания новых высокотехнологичных рабочих мест.
На практике реализация данного закона практически сведена к нулю. За 4 года работы механизма, объем древесины по результатам конкурса составил порядка 1,5-2 млн куб., то есть около 1% от ежегодного объема заготовки древесины по стране, а это около 200 млн куб. м. Чтобы стимулировать этот процесс, Федеральное агентство лесного хозяйства направляло в органы госвласти субъектов РФ поручение по увеличению количества проводимых открытых конкурсов на право заключения договоров аренды лесных участков в целях заготовки древесины.
В некоторых субъектах РФ конкурсы вовсе не проводятся, хотя такая возможность имеется. «Если бы объем реализации древесины через механизм конкурсов увеличился как минимум до 25% (50 млн.), то это дало бы реальный эффект снижения цен на конечную продукцию внутри страны. Данная мера позволила бы действующим производствам закрыть свою потребность в древесине и увеличить объемы производства продукции», – отметил И. Мелехов.
К одной из мер по формированию прозрачной цены можно отнести и проект, разработанный ФАС, об обязательствах лесозаготовителей продавать древесину через биржу. Для приоритетных лесных инвестпроектов – примерно с 2023 г., для арендаторов лесных участков в государственных лесах – примерно с 2024 г. В ФАС ожидают, что биржевая торговля поможет установить индикаторы цен на лесоматериалы, которые антимонопольные службы будут использовать при контроле стоимости сырья.
«Ряд недобросовестных инвесторов, получив по минимальным ставкам арендной платы, огромные массивы леса в аренду, не перерабатывают их, не производят продукцию, а передают участки в субаренду или реализуют в первоначальном виде в десятки раз превышающей арендную плату. На участках, где произрастают ценные насаждения, такие как дуб, бук, граб, цены доходят порой до 7 тыс. за куб. м», – рассказал И. Мелехов. Эксперт считает, что для предотвращения и минимизации последствий «ценового произвола» и реализации прозрачной ценовой политики инициатива, разработанная ФАС, обоснована и справедлива.
«Помимо этого, необходимо в первую очередь обеспечить поддержкой тех, кто уже перерабатывает древесину, готов увеличить мощности, создать полный цикл переработки, использовать всю древесину, заготавливаемую на лесосеке, и инициировать мероприятия по лесовосстановлению», – добавил И. Мелехов.