Обзор текущего его состояния и прогноз на 2022 г. дали аналитики Промсвязьбанка.
Они отмечают, что по итогам 2021 г. продажи на российском рынке грузовых автомобилей выросли в годовом измерении на 34% и составили 99,8 тыс. штук (приблизительно на 0,8 трлн руб.). Росту продаж способствовало восстановление деловой активности и экономики.
Эксперты ПСБ констатируют, что более половины продаж грузовых автомобилей пришлось на технику отечественного производства: КамАЗ (35,6%), ГАЗ (9,5%) и Урал (4,9%). Импорт комплектующих для российских производителей грузовых авто, согласно материалам Стратегии развития автомобильной промышленности РФ до 2025 г., составляет свыше 25%.
Авторы обзора указывают, что с учетом осложнившейся геополитической ситуации и ее последствий (дефицит импортных автокомпонентов) автопроизводители переходят на производство грузовиков на российских аналогах. В качестве примера они приводят КамАЗ, который ставит в приоритет производство грузовиков поколения К3 класса «Евро-5», временно снижая темпы производства поколения К5. Таким образом, заключают аналитики ПСБ, приостанавливается производство комплектаций грузовиков, имеющих в своем составе компоненты шасси с двигателями Cummins (США), коробкой передачи ZF (Германия) и топливной аппаратурой Bosch (Германия).
Эксперты напоминают, что в России уже есть автопроизводители, успешно осуществляющие свою деятельность в условиях санкционных ограничений. Например, группа «ГАЗ», которая с 2018 г. находится в санкционных списках. Дополнительным маневром для снижения влияния санкицонных ограничений на группу «ГАЗ» было выведение автозавода «Урал» из холдинга и дальнейшая перепродажа «Объединенной машиностроительной группе». «Урал» является крупным поставщиком российской армии.
Ключевыми проблемами, с которыми столкнулся или в ближайшее время столкнется отечественный рынок грузовых автомобилей, аналитики ПСБ называют следующие:
- остановка поставок и уход с рынка иностранных производителей грузовиков и запчастей;
- разрыв логистических цепочек между автопроизводителями и производителями комплектующих;
- отказ от экспорта отечественных автомобилей;
- существенный рост цен на грузовые авто (новые и б/у), их комплектующие и обслуживание из-за ослабления курса рубля;
- рост процентных ставок на автокредиты и лизинг.
«С учетом приостановки поставки комплектующих и совместных проектов с иностранными компаниями российский рынок грузовых авто в 2022 г. покажет снижение на 12%, до 88,2 тыс. штук. К дальнейшему уменьшению объема рынка может привести уход таких автопроизводителей грузовиков, как Scania, Volvo, Mercedes-Benz. Сложившаяся ситуация может положительно сказаться на импортозамещении в производстве отечественных грузовых авто и стать дополнительным стимулом для увеличения доли рынка китайскими поставщиками грузовых авто», — считает Владимир Соловьев, главный аналитик Центра аналитики и экспертизы Дирекции стратегии и проектов развития ПАО «Промсвязьбанк».
Кстати, эксперты аналитического агентства «АВТОСТАТ» подсчитали, что по состоянию на 1 января 2022 г. в нашей стране зарегистрировано 8,4 млн коммерческих автомобилей. Чуть более половины (50,3%) от этого количества принадлежит легкой коммерческой технике (LCV), которой насчитывается 4,22 млн экземпляров. Немногим меньше, или 44,8%, приходится на грузовые автомобили, что соответствует 3,77 млн штук. Оставшиеся 4,9% парка коммерческого транспорта в РФ занимают автобусы, которых числится 0,41 млн единиц.