16 марта вступил в силу запрет на поставки ряда товаров из США, в том числе ограничение затронуло спиртную продукцию. «ЭЖ» выяснила, как это решение отразится на российском алкогольном рынке.
По словам Дарьи Акимовой, руководителя отдела аналитики исследовательской компании NTech, сообщение о запрете было опубликовано со ссылкой на письмо американского министерства торговли и там достаточно длинный перечень того, что запрещено к ввозу в РФ. В том числе есть вина, которые из США в Россию вообще никогда не поставлялись. Что касается крепкого алкоголя, его доля ввоза в РФ достаточно велика. По данным NTech, США занимает второе место после Великобритании по поставкам виски в Россию.
При этом виски не самый популярный крепкий напиток в России. «Категория виски у нас только на 4-м месте среди остального крепкого алкоголя. Арманьяк, коньяк и настойки популярнее виски. А если брать все виды алкоголя, то виски и вовсе на 6-м месте, так как в рейтинг добавляются вина», – отметил Д. Акимова.
В 2021 г. США экспортировали в Россию 6,82 млн литров виски, что на 17% больше, чем в 2020 г. Также они поставили 42 тыс. рома, 25,5 тыс. литров текилы и 29 тыс. литров другого крепкого алкоголя. То есть, исчезновение других видов американских напитков, таких как ром, текила не сильно повлияют на общий алкогольный рынок России.
Получается, что единственной существенной потерей для отечественной алкогольной отрасли из американских напитков может стать виски. Однако одни из самых популярных видов виски Джим Бим и Maker's Mark, которые поставляют в Россию из США на самом деле не американские, а японские, потому что в 2014 г. эти бренды приобрела японская компания Сантори.
«С одной стороны, они производятся на территории США, и по новым правилам ввозить на территорию России продукт нельзя, но учитывая объемы рынка, японская компания, скорее всего, быстро сориентируется в новых условиях и найдет новые логистические пути через страны-посредники, сохранив поставки виски в Россию», – рассказали в NTech. Например, производитель может привозить алкоголь из Кентукки в Японию, а затем продавать в Россию, полагают аналитики.
«ЭЖ» также попросила экспертов рассказать о текущей ситуации на отечественном рынке импортного алкоголя в целом. Д. Акимова утверждает, что в России скопились достаточно неплохие товарные запасы импортного алкоголя, которые были ввезены в страну в первый месяц 2022 г. По данным российской таможни, несмотря на определенные трудности с логистикой, по сравнению с первым месяцем прошлого года, было ввезено на 20,5% больше вина, на 40% больше игристых вин, на 188% больше коньяка и бренди, на 285% больше рома, и на 65% больше пива.
«Таким образом, Россия на сегодняшний день имеет хорошие товарные запасы. Серьезных перебоев в ближайшее время возникнуть не должно», – сделала вывод эксперт. При этом она обратила внимание, что информация меняется ежедневно. Например, Евросоюз ввел запрет на поставки в Россию предметов роскоши из Европы, который коснется товаров стоимость свыше 300 евро.
Как пояснила Д. Акимова, на винный рынок это ограничение заметного влияния не окажет, так как импортные вина Франции стоят в среднем 4 евро за 1 литр, вина Португалии не больше 2 евро за 1 литр, шампанское – 15-20 евро за бутылку. Алкоголь (вина, коньяк и скотч) в этой ценовой категории из ЕС в Россию поставляют считанные производители, доля их на рынке очень мала. Как правило, это суперпремиальные напитки, с очень ограниченным кругом потребления: дорогие рестораны, элитные винные бутики и т.п.
На среднем российском потребителе запрет ввоза подобных напитков никак не отразится. «Вероятнее всего, алкогольный рынок в России немного изменится, появятся новые игроки, изменятся логистические схемы, какие-то продукты станут дороже из-за изменения курса валюты и таможенных путей. Но говорить о том, что импортный алкоголь полностью исчезнет сейчас не стоит», – заключили в NTech.