Свои оценки ее развитию в феврале первым, как обычно, «выставил» Институт проблем естественных монополий (ИПЕМ). Но важнее его видение ситуации в ближайшей перспективе — уже под воздействием санкций.
Его индикаторы состояния производства и спроса на промышленную продукцию в России — индексы ИПЕМ-производство и ИПЕМ-спрос — в феврале 2022 г. в годовом измерении значительно выросли: индекс производства — на 7,6% (+9,0% за период январь — февраль 2022 г. — также к аналогичному периоду прошлого года), индекс спроса — на 4,3% (+5,0%) соответственно.
Спрос на продукцию добывающих отраслей продолжил расти: +5,0% (+5,1% за период январь — февраль 2022 г.).
Сохранила положительную динамику в феврале 2022 г. добыча нефти: +9,2% до 42,2 млн т., экспорт нефти также увеличился на 8,0% до 17,8 млн т. Аналитики ИПЕМ отмечают, что после введения санкций и ограничений на импорт российской нефти и нефтепродуктов со стороны США, Великобритании и других государств значение соглашения ОПЕК+ для российской нефтяной промышленности значительно возросло. Продолжение его реализации в ранее утвержденной конфигурации может значительно минимизировать ущерб для российских компаний за счет поддержания высокого уровня мировых цен. C августа общий для стран-участниц ежесуточный уровень добычи ежемесячно увеличивался на 400 тыс. барр., действие соглашения было продлено до декабря 2022 г.
Экспортные поставки газа в феврале 2022 г. значительно снизились относительно уровня прошлого года (–21,9%). При этом сохранялся низкий уровень заполненности ПХГ в Европе (32,7% в феврале 2022 г. против 42,6% годом ранее). Поставки в феврале выросли в Италию (+135,5%), Польшу (+41,1%), Словению (+53,7%), Болгарию (+26,4%), Боснию и Герцеговину (+17,6%). Поставки газа в Китай по газопроводу «Сила Сибири» также продолжали увеличиваться.
Спрос на продукцию среднетехнологичных отраслей промышленности вырос в феврале 2022 г. на 4,4% к февралю 2021 года (+4,6% за период январь — февраль 2022 г.).
Внутренний спрос на черные металлы в феврале 2022 г. вырос на 18,7% (+16,9% за январь — февраль), внешний спрос сократился на 5,6% (–5,8%).
На цветные металлы спрос в феврале 2022 г. со стороны внутреннего рынка продолжил расти (+2,9%, +12,1%), поставки на внешний рынок по сети железных дорог также выросли (+7,9%, +7,9%). Эксперты ИПЕМ напоминают, что для поддержки производителей принято решение об отмене вывозных таможенных пошлин на алюминиевые сплавы с конца декабря (ранее действовала ставка 15%).
Спрос на химические и минеральные удобрения в феврале 2022 г. вырос на внутреннем рынке (+9,9%, +6,3%), внешний спрос сократился на 3,7% (–6,0%).
Экспортные поставки цемента по сети железных дорог в феврале 2022 г. увеличились на 19,2% (+35,8%), внутренний спрос на цемент увеличился на 14,8% (+9,8%). По данным Росстата, в январе 2022 г. объем работ, выполненных по виду деятельности «строительство», вырос на 1,6% относительно января 2021 г.
Индекс спроса в высокотехнологичных отраслях в феврале 2022 г. сократился год к году на 1,8% (+0,5% за период январь — февраль 2022 г.). Отгрузка машиностроительной продукции на сети железных дорог в феврале 2022 г. снизилась к аналогичному периоду прошлого года (–5,7%; +4,1% за два месяца 2022 г.), поставки на внутренний рынок также сократились (–2,1%, +8,1%), при этом поставки в экспортном направлении упали на 41,7% (–35,9%).
Аналитики ИПЕМ напоминают, что производство легковых автомобилей, по данным Росстата, в январе 2022 г. выросло на 1,7%. По данным АЕБ, продажи в феврале 2022 г. сократились на 4,8%.
Заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков так комментирует складывающуюся ситуацию в промышленности: «Основным фактором, определяющим состояние большинства отраслей российской промышленности в ближайшие месяцы, будут зарубежные санкции и ограничения как государственного уровня, так и нацеленные против отдельных компаний и их владельцев. Основным направлением переориентации экспортных поставок могут стать страны АТР, прежде всего, Китай. Однако возможности переориентации у всех отраслей различные.
Среди добывающих отраслей наибольший ущерб от санкций, вероятно, придется на угольную отрасль, чьи возможности перенаправления объемов экспорта из Европы в другие страны ограничены, прежде всего, пропускной возможностью БАМа и Транссиба. Более того, если до недавнего времени уголь имел приоритетный доступ к инфраструктуре в восточном направлении, то теперь ему предстоит конкурировать с более высокодоходными для перевозчика грузами (нефтепродуктами, металлами, удобрениями и пр.).
Еще более неопределенная ситуация с минеральными и химическими удобрениями, главным риском для которых могут стать возможные дополнительные ограничения на экспорт в недружественные страны. Перевалка удобрений выполняется через специализированные терминалы, которых на Дальнем Востоке нет. В 2021 г. на порты Дальнего Востока пришлось менее 0,6% от общего объема перевалки удобрений в российских портах. С другой стороны, если даже уголь в 2021 г. возили в Китай в контейнерах, то нет ничего невозможного.
Продукция черной и цветной металлургии не так завязана на специализированный подвижной состав и перевалочные мощности. Ее вполне возможно перегружать в универсальных портах или поставлять на экспорт в контейнерах, но нарушение мировых логистических цепочек способно привести к удорожанию контейнерных перевозок — чувствительной статьи в стоимости даже таких дорогих грузов, как цветные металлы.
Кроме того, для большинства российских экспортных товаров сохраняется теоретическая возможность отправки через порты Запада и Юга, но с поставкой не в Европу, а на альтернативные рынки».