Таковых в рамках исследовательского проекта «М-Пульс» эксперты холдинга «Ромир» выделили пять.
Первая стратегия — не покупать впрок продукты и лекарства, но сократить затраты на второстепенные товары и услуги. Эту группу авторы исследования условно назвали «рационалисты».
Вторая группа («стратеги») демонстрирует увеличение трат на многие категории, не относящиеся к простому продуктовому набору и предметам первой необходимости, но которые испытывают в большей степени инфляционное давление. К таким категориям эксперты «Ромира» отнесли алкоголь, ювелирные изделия, бытовую технику и недвижимость.
Еще две группы («аскеты» и «инвесторы») не покупали и не планируют покупать ничего, кроме самого необходимого. Отличие «инвесторов» — увеличение расходов на ремонт автомобиля и страховку. Они рассматривают автомобиль как ключевой источник заработка.
Приверженцев пятой стратегии авторы исследования назвали «паникеры» — они закупают впрок товары первой необходимости, сокращают расходы и экономят на дорогих товарах и услугах (бытовая техника, смартфоны, развлечения и недвижимость).
Аналитики «Ромира» отмечают, что группы по приверженности россиян той или иной стратегии во второй половине марта разделились практически поровну. Согласно данным последней волны исследования «М-Пульс», чуть больше «аскетов» — 21%, «стратегов» и «инвесторов» — по 20%, «рационалистов» и «паникеров» — по 19%.
В течение марта существенно менялась доля только «рационалистов» — с 27 до 20%. Приверженцы этой стратегии перераспредлились между «инвесторами», «паникерами» и «аскетами».
Чуть раньше в рамках данного исследования эксперты «Ромира» проанализировали, как оценивают россияне изменение своих расходов на различные группы товаров.
В наибольшей степени респонденты отметили рост своих расходов на продукты питания (индекс составил +26) и лекарства (+16).
Сильнее всего сократились расходы на развлечения (–27), питание вне дома и деликатесы (–26), мелкую бытовую технику и одежду (–24). Жители страны отметили снижение своих расходов на алкоголь (–23), в том числе пиво (–20).
Исследователи отмечают значительный рост расходов на средства личной гигиены (+6) и другие непродовольственные товары (+13), а также корма для домашних животных (+6).
«Заявленное изменение расходов демонстрирует не только их фактический рост. В первую очередь, это индикатор того, какие товары и услуги на самом деле являются предметами первой необходимости, на которые люди готовы тратить деньги даже в условиях быстро меняющейся экономической ситуации. Также мы видим, в каких направлениях покупатели снижают свои траты, а значит, при изменении ситуации к лучшему в первую очередь вернут эти статьи расходов в свой бюджет», — отметил эксперт «Ромира», руководитель исследования «М-Пульс» Илья Кацнельсон.