Этому в марте способствовали экономический и новостной фон, справедливо заключают аналитики.
По результатам еженедельного мониторинга влияния социально-экономической ситуации на человека, проводимого холдингом «Ромир» в рамках исследовательского проекта «М-Пульс», в марте произошло перераспределение структуры кошелька россиян: существенно выросла доля непродуктового сегмента за счет сокращения трат на услуги и продукты питания.
Так, на непродуктовые товары (non-food) с 14 по 20 марта пришлось 61% расходов россиян. Эксперты «Ромира» констатируют, что это на 13 п.п. больше, чем двумя неделями ранее и значительно превышает соответствующую долю за аналогичный период прошлого года (36%). Тем временем траты на продукты питания с начала марта сократились с 39 до 24%. На услуги россияне стали тратить меньше, чем в аналогичный период прошлого года, но не сокращали расходы на этот сегмент с начала месяца.
По данным на 20 марта, 22% россиян отмечают, что планируют запастись товарами первой необходимости. Общеэкономический и новостной фон обусловливают рост закупок впрок как потенциального канала вложения сбережений, заключают авторы исследования.
«Люди справедливо полагают, что на перестройку логистических цепочек и замещение некоторых иностранных брендов средств гигиены, лекарств, электроники, кормов для животных и других непродуктовых категорий потребуется время. Этот процесс вызывает значительные колебания полочной цены на такие товары. Но многие производители и ритейлеры уже не первую неделю работают над альтернативными цепочками поставок сырья, комплектующих, оборудования и готовой продукции. Инфляционное давление, в свою очередь, приведет к снижению реального располагаемого дохода. В совокупности эти два фактора вернут спрос и предложение на большинство категорий в равновесное состояние», — считает эксперт холдинга «Ромир», руководитель исследования «М-Пульс» Илья Кацнельсон.