Основными причинами этого эксперты называют уменьшение внутреннего спроса на жидкие углеводороды и прекращение перевозок на Украину.
Аналитики Промсвязьбанка в отраслевом обзоре констатируют, что среднесуточный объем погрузки на сети РЖД в марте 2022 г. снизился в годовом измерении на 2,5% и составил 3,44 млн т в сутки. Уменьшение погрузки происходило по многим видам грузов, за исключением нефтеналивных грузов (+2,2% год к году), черных металлов (+5,8%) и цемента (+6,8%).
Основными факторами сокращения стали уменьшение спроса на жидкие углеводороды на внутреннем рынке (–1,6% год к году, до 3,38 млн барр./сутки), а также прекращение перевозок на Украину.
Погрузка каменного угля снизилась в годовом сопоставлении на 4,0% до 31,0 млн т. Усечение грузовой базы в марте 2022 г. авторы обзора связывают с уменьшением отправок предприятиям ЖКХ в виду довольно теплой зимней погоды и экспорта в восточном направлении через морские порты Дальневосточного бассейна.
По итогам прошлого марта доля каменного угля в структуре погрузки снизилась на 0,1 п.п. (к уровню февраля 2022 г.) до 29,1%, а прочих грузов, включая контейнерные перевозки, осталась на уровне февраля 2022 г. — около 9,3%.
Основными факторами увеличения погрузки и грузооборота на сети ОАО «РЖД» остаются контейнерные перевозки, которые за март 2022 г. выросли на 5,3% год к году до 9,9 млн т. Однако эксперты ПСБ отмечают, что сдерживающими причинами дальнейшего увеличения контейнерных перевозок являются расширение санкций в отношении транспортных компаний и узкие места в инфраструктуре России (в том числе возможности пограничных переходов). Также ограничивающим фактором для развития экспорта является несовершенство процедур согласования перевозок.
Погрузка лесных грузов снизилась в годовом выражении на 15,8% до 8,9 млн т. Авторы анализа напоминают, что с 1 января 2022 г. вступил в силу запрет на экспорт круглого леса хвойных и ценных лиственных пород. Вывоз разрешен только через два железнодорожных пограничных пункта — Люття в Карелии и Хасан в Приморье. Поручение по такому запрету президент России сделал в сентябре 2020 г., когда пошлина на вывоз круглого леса отдельных пород уже составляла 60%, в 2021 г. она выросла до 80%. Чтобы под видом разрешенной обработанной древесины за рубеж не поставлялись ошкуренные бревна, со 2 января по 31 декабря 2022 г. действуют повышенные ставки на экспорт лесоматериалов влажностью свыше 22%, толщиной и шириной более 10 см. Кроме повышения экспортных пошлин, на экспортные перевозки лесных грузов негативно повлияли закрытие пограничных переходов Китаем, констатируют эксперты ПСБ.
«По нашему прогнозу, в 2022 г. погрузка на сети ОАО “РЖД” снизится на 2,5% год к году. Ключевыми факторами являются: снижение добычи жидких углеводородов (среднесуточное производство нефти и газового конденсата к декабрю снизится на 4,5% до 1,47 млн т в сутки к уровню февраля 2022 г.), замедление спроса и частичный отказ от российского угля в странах Европейского союза», — считает аналитик ПСБ Владимир Соловьев.