Сегодня в России дополнительным образованием охвачены почти 16 млн детей от 5 до 18 лет. Страна входит в топ-20 государств по развитию этой отрасли. О том, как допобразование переживает периоды экономических потрясений (2008, 2014, 2022), рассказывает Елена Иванова, основатель и руководитель сети детских языковых центров и образовательной платформы «Полиглотики».
Допобразование имеет под собой крепкий фундамент, который стал формировать еще в конце 90 гг. Именно тогда начался рост рождаемости, способствовала которому государственная демографическая политика. Кроме того, с начала 2000 г. вплоть до кризиса 2008 г. наблюдался экономический рост, а, значит, улучшалось и материальное состояние населения. Именно с этого времени родители активно стали вкладывать средства в образование детей.
По оценкам экспертов, в 2006 г. число ребят, нуждавшихся в устройстве в дошкольные образовательные учреждения, превысило 830 тыс. человек. А вот их охват оставался низким, не превышая в среднем по стране 60%.
Спрос породил предложение: появились частные детские сады, спортивные секции, детские центры иностранных языков, клубы. Кроме того, в обществе стал стремительно расти спрос на раннее развитие детей от года.
Кризис 2008 года
Если в начале 2000 гг. в России работало менее 9 тыс. учреждений дополнительного образования, в которых занимались 8 млн детей, то уже к 2004 г. число учреждений превысило 18 тыс., а количество учеников в них – 10 млн.
Однако в 2008 г. наступил кризис. Вместо роста экономики начался её спад: миллионы граждан потеряли работу, стремительно стали расти цены. В результате сокращения реальных доходов многие семьи вынуждены были отказаться от приобретения большинства платных образовательных услуг. Однако не от всех.
На рынке остались только те игроки, которые смогли предложить качественно новые эффективные методики обучения по доступной цене. Пережить кризис компании «Полиглотики» помогла неплохая методическая база, которую удалось подготовить за пару лет работы. Вся прибыль компании направлялась на разработку своей уникальной авторской методики, помогающей в минимальные сроки развить билингвизм у детей.
Новая волна: кризис 2014 года
Финансовый кризис в 2014 г. вновь привел к ухудшению экономической обстановки в России. Причины обострившейся ситуации объективны: это и экономические санкции, введенные против страны, и резкий спад цен на энергоресурсы. Доходы населения опять сократились.
Однако, с другой стороны, кризис заставил предпринимателей в сфере образования действовать более гибко, искать пути выживания. Чтобы не потерять клиентов, приходилось держать цены за обучение неизменными, а это заставляло искать дополнительные источники заработка, как правило, за счет расширения спектра услуг.
По данным Росстата, в сфере дополнительного образования детей в 2014 г. работало почти 10,5 тыс. государственных учреждений, а несколькими годами ранее – 17 тыс. Таким образом, сокращение составило почти 40%.
Частный бизнес заполнил образовавшиеся ниши. Примечательно, что особой популярностью стали пользоваться частные детские сады. Это связано с нехваткой мест в государственных учреждениях, из-за чего родители вынуждены были даже в кризис платить деньги.
Пандемия и коронакризис
В 2016-2019 гг. объем рынка дополнительного образования детей в России вырос на 3%: почти до 1,5 млрд академических часов. Этому способствовали господдержка отрасли и проблемы общего школьного образования, которые частично компенсировались сферой дополнительного образования. Однако на фоне коронавируса показатели стали стремительно падать. Так, объем рынка допобразования детей сократился на 17%.
Это связано с тем, что во время карантина большинство детских учреждений вынуждены были прекратить или значительно сократить занятия с учениками. Наплаву остались те, кто смог оперативно переориентировать обучение на онлайн.
Новая реальность
Сейчас наша страна вступает в новый период экономической нестабильности. Большинство россиян ожидают в текущем году подорожания услуг. Однако только 17% из них готовы сократить расходы на дополнительное образование детей. Среди родителей, планирующих увеличить траты на обучение, свыше трех четвертей (79%) будут больше вкладывать в дополнительное образование детей. Об этом свидетельствует исследование СК «Росгосстрах жизнь», проведенное в марте 2022 г.
Даже в условиях кризиса родители не собираются экономить на детях. Это подтверждает и опыт сети языковых центров «Полиглотики». Не сократилось количество маленьких клиентов, регулярно посещающих центры. Наблюдается приток клиентов и в онлайн-образовании.
Дополнительное образование – достаточно стабильная сфера. Опыт нескольких пережитых кризисов показывает, что предприниматели, работающие в этой нише, могут выжить и даже увеличить обороты. Однако важно понимать, что в сложные периоды сфера образования должна уметь становиться гибкой и мобильной. Выигрывают те предприниматели, которые умеют смотреть на два шага вперед и находить новые возможности для развития.