Место американских картин в российском прокате займут ленты отечественных мэтров кино и фильмы из дружественных стран – Латинской Америки, Индии и Китая.
С начала весны зарубежные, в первую очередь голливудские, студии прекратили выпуск фильмов в российский прокат, добровольно присоединившись к режиму санкций. Это привело к снижению количества зрителей, посещающих кинотеатры.
«Если по состоянию на 2 марта в России работали 2 159 кинотеатров (5 700 кинозалов), в которых было занято около 35 тыс сотрудников, то уже к началу апреля каждый четвертый кинозал закрылся, падение оборотов составило более 40%», – отметил управляющий партнер киносети С5 Алексей Воронков.
На российские фильмы, по данным Ассоциации владельцев кинотеатров, в 2021 г. пришлась четверть всех сборов отечественного кинопроката (10,325 млрд. руб. из 40,334 млрд.). «Если санкционная ситуация не изменится, а интересных российских релизов не станет больше, до конца года кинотеатры сгенерируют совокупный убыток не менее 11,1 млрд рублей», – предупредил г-н Воронков.
Уже принятые меры для выхода индустрии кино из санкционного кризиса пока не смогли компенсировать «похудевший» репертуар. Так, повторный показ российских картин выпуска 1960-2015 гг. в марте принес лишь 6% от сборов.
В то же время тематика фильмов, которые снимаются с госфинансированием последнее время, не всегда созвучна событиям, которые сегодня находятся в повестке дня. В качестве примера можно привести фантастический фильм «Кракен», рассказывающий о схватке подводной лодки с морским чудовищем.
В этих резко изменившихся условиях правительству стоит задуматься о дополнительном финансировании в текущем году российских кинолент, близких по своему содержанию сегодняшней ситуации в стране и интересных отечественному зрителю.
Самым быстрым источником фильмов, необходимых для замены ушедших с российских экранов западных лент, могут стать закупки картин из дружественных стран (Латинской Америки, Индии, Китая).
Интересная историческая деталь: фильмы, собиравшие наибольшее количество зрительских просмотров в истории отечественного проката, были сняты в Латинской Америке и Индии. Мексиканскую ленту «Есения» посмотрели 91,4 зрителей, а индийский фильм «Бродяга» с участием Раджа Капура – 63,7 млн человек.
Конечно, российский зритель и его эстетические запросы сейчас стали другими, но латиноамериканский и индийский кинематограф тоже прошли огромный творческий путь за последние несколько десятков лет. А китайские блокбастеры в допандемийном 2019 году собрали в мировом прокате 64,2 млрд юаней.
В 90-х годах российский прокат почти полностью перешел на западные фильмы, теперь государству нужно затратить определенные средства на закупку и продвижение картин из государств, которые в сложной ситуации поддержали нашу страну и оказались настоящими друзьями. На «раскрутку» их фильмов стоит потратить бюджетные деньги.
Одновременно необходимо оказать бюджетную поддержку российскому прокату, оплатить за счет государственных средств хотя бы часть арендной платы кинотеатров, предоставить им налоговые преференции и льготные кредиты.